Шеринг-стартап «Просто вещи»

Заказчик 

«Просто вещи» — это шеринг-сервис по аренде вещей, в котором пользователи могут сдавать или брать товары напрокат. Сервис позволяет:
  • экономить бюджет семьи
  • зарабатывать на том, что пылится без дела
  • заботиться о природе
  • избегать захламления в квартире
  • следовать идеям разумного потребления

Сервис является стартапом, и его основатели обратились в “Атвинту” за разработкой продукта с нуля.

Задачи проекта

Команде предстояло реализовать идею предпринимателей и создать платформу, на которой прокат вещей будет удобным и безопасным для всех сторон сделки.

Основные задачи:

  • провести анализ рынка, целевой аудитории и конкурентов
  • разработать удобную структуру сайта с учетом наиболее актуальных категорий товаров
  • реализовать user friendly дизайн
  • добавить следующие функции и возможности: каталог, карточки объявлений, график арендодателя, рейтинги пользователей и товаров, система уведомлений, пространство сделки, оплата комиссии, фильтры и сортировка на различных страницах сайта 
  • разработать личный кабинет, в котором пользователь может размещать объявления и заключать сделки
  • учесть в разработке специфику арендного бизнеса, которая отличает сервис от существующих досок объявлений
  • обеспечить безопасность сделки для пользователей
  • внедрить возможности для монетизации бизнеса

Аналитика

На данном этапе проведены следующие работы: 

  • Анализ ниши аренды вещей
  • Исследование и изучение ниши, целевой аудитории, конкурентов
  • Построены пути пользователей.

Сформировать будущую функциональность сервиса помог анализ страхов и ожиданий клиента. На основе этого исследования мы выяснили, какие инструменты будут важны для пользователей в шеринг-сервисе.

Анализ страхов и ожиданий разных групп пользователей

"Участвуя в отношениях совместного потребления, обе стороны ожидают безопасности и гарантий. Арендаторы хотят быть уверенными, что проводя денежные транзакции на сервисе, они наверняка получат вещь. Арендодатели же надеются на сохранность своих товаров. Это главные боли, которые являются препятствием на пути пользования подобными сервисами" - цитата из аналитического отчета.

Чтобы обеспечить безопасность во взаимодействии «арендатор-арендодатель», мы предусмотрели:

  • Автоматическое заключение онлайн-договора — документа, с помощью которого компания может помочь в урегулировании конфликтной ситуации сторон;
  • Возможность установить залог на аренду вещи на случай невозврата или поломки;
  • Рейтинговую систему участников и товаров — добросовестность участников и качество товаров можно оценить и оставить отзыв, который поможет другим пользователям;
  • Оперативную обратную связь с представителями сервиса — для помощи в урегулировании конфликтных ситуаций.

Рейтинговый блок на сайте

В дальнейшем возможно внедрение функции «Безопасная сделка», которая позволит замораживать сумму залога на карте арендатора на период проката вещи.

Также мы изучили устройство крупнейших шеринг-сервисов в России: Next2u и Rentmania. Дополнительно проанализировали сайт Toy Rent, специализирующийся на аренде детских товаров.

Скриншот из аналитического отчета: анализ пути пользователя

На основе полученных данных аналитик составил рекомендации по разработке сайта. Одна из них — уделить особое внимание контенту на сайте.

"Фото игрушек, тексты для основных кластеров аудитории, сбор отзывов и их внедрение на сайт требуют глубокой проработки, так как основная цель — не просто убедить пользователей в их надежности, а сформировать спрос" - цитата из аналитического отчета.

Разработка сервиса 

Сложными этапами в работе со стартапом стали аналитика и написание технического задания.

"Мы изучили другие шеринг-сервисы, выявили потребности и боли целевой аудитории, чтобы в ТЗ описать функциональность для эффективной работы сервиса. При этом было важно не нагрузить его лишними для стартового запуска деталями — это один из ключевых моментов в создании нового продукта."  - Вячеслав Баранов, project-manager digital-агентство «Атвинта».

Как устроена сделка 

Пользователи сервиса делятся на две основные категории:

  • арендатор
  • арендодатель

Для арендаторов мы реализовали удобную навигацию по разделам товаров. Они размещены и сгруппированы с учетом наиболее частых запросов пользователей.

Навигация по разделам товаров

В каталоге размещены вещи, доступные к аренде. Для удобного исследования карточек есть фильтры и сортировка. 

Раздел товаров

Особое внимание мы уделили структуре страниц товаров — они содержат исчерпывающую информацию для арендатора.

На них мы разместили:

  • Фото товара
  • Описание и особенности товара
  • Рейтинг продавца с оценками по нескольким критериям
  • Адрес хранения товара
  • Календарь доступности
  • Блок с отзывами
  • Форма для вопросов о товаре

Карточка товара

В блоке оформления заявки мы учли особенность ценообразования в прокате: чем дольше срок, тем меньше цена аренды за день. Мы наглядно представляем это пользователю — цена автоматически рассчитывается сервисом и выводится вместе с размером скидки.

Здесь же размещен календарь, где арендатор отмечает даты, в которые он планирует пользоваться вещью. Кнопка «Арендовать» создает заявку на аренду, где отражены все условия сделки, в том числе и сумма залога при необходимости.

Пространство сделки

Все дальнейшие операции фиксируются на странице сделки в личном кабинете пользователя: оплата, передача, возврат, отмена брони и т.д. Благодаря тому, что этапы сделки отображаются на сайте, пользователи могут быть уверены в прозрачности работы сервиса и взаимодействии между арендатором и арендодателем.

Чтобы связаться с арендодателем, арендатор оплачивает комиссию в размере 10% от сделки — это вознаграждение за работу сервиса. После платежа стороны получают доступ к чату и контактам друг друга и договариваются о передаче вещи и оплате.

Как сдавать вещи

Мы старались сделать управление арендой и создание объявлений максимально простым и удобным.

Страница «Сделки» в личном кабинете

Арендодателями могут выступать разные категории пользователей:

  • физические лица, которые хотят заработать на том, что пылится без дела
  • физические лица, которые ведут небольшой арендный бизнес и размещают большое количество вещей, специально купленных для заработка
  • прокаты, которые профессионально занимаются арендой и размещают в сервисе масштабный ассортимент вещей

Можно заполнять объявления по очереди через сервис или импортировать базу товаров с помощью Excel. Мы предлагаем воспользоваться шаблоном, при загрузке которого «Просто вещи» автоматически создаст объявления на основе заполненной информации.

Все объявления отображаются в соответствующем разделе, где можно сортировать и фильтровать товары по статусам. Также доступен точечный поиск по названию и содержанию объявления.

Календарь арендодателя

Первые пользователи отмечают удобство общего календаря, в котором наглядно отражены даты, когда товары свободны или «работают» в аренде. Из календаря можно перейти к конкретной сделке и посмотреть ее подробности.

С помощью этих функций пользователи в удобном формате контролируют свой ассортимент и управляют объявлениями. 

Итоги 

Мы создали MVP c расширенной функциональностью, который готов к полноценной работе, первым пользователям, а также дальнейшему масштабированию и растущей нагрузке.

  • проведен этап аналитики, который помог выделить целевую аудиторию, ключевые боли и потребности будущих пользователей, а также сформировать рекомендации по структуре и техническому наполнению сервиса
  • разработана удобная навигация по категориям с учетом наиболее частых запросов пользователей
  • реализован user friendly дизайн, в котором легко ориентироваться пользователю
  • реализованы следующие функции и возможности: каталог, карточки объявлений, график арендодателя, рейтинги пользователей и товаров, система уведомлений, пространство сделки, оплата комиссии, фильтры и сортировка на различных страницах сайта 
  • разработан личный кабинет, в котором пользователь может размещать объявления, заключать сделки и управлять своими объявлениями через календарь
  • учтена специфика арендного бизнеса, например, стоимость аренды меняется в зависимости от срока использования вещи
  • безопасность сделки реализована с помощью системы рейтинга товаров и пользователей, заключения договора и других инструментов
  • монетизация бизнеса осуществляется через оплату комиссии на начальном этапе заключения сделки

"На мой взгляд, нам удалось воплотить изначальную идею и создать сервис аренды с большим потенциалом. Как владелица проката и пользователь платформы, я оценила наглядный календарь, удобную форму добавления товаров и страницу самой сделки, где отображается вся необходимая информация" - Ангелина Ананских, основательница сервиса «Просто вещи»

Будущее проекта

В рамках развития продукта планируется:

  • добавить интеграцию с «Яндекс. Такси», чтобы пользователи могли заказать доставку и не тратить время на транспортировку
  • автоматизировать разбор спорных ситуаций между пользователями
  • упростить процесс заключения сделки на этапе предоставления документов

«Первые пользователи дают положительный отклик о сервисе — люди удивлены, насколько удобной и прозрачной может быть аренда. Сейчас мы работаем над продвижением проекта. Первостепенная задача — наполнить каталог, чтобы арендаторы могли оценить широкий ассортимент и удобство аренды».

Надеемся увидеть «Просто вещи» в рядах крупнейших шеринг-сервисов России. Команда «Атвинты» рада создавать востребованные проекты, которые помогают людям и продвигают идеи, меняющие сознание современного потребителя. 

Читайте про наш опыт создания сервиса аренды подробнее в статье «Новой реальности — новые бизнесы: история создания и разработки шеринг-сервиса «Просто вещи»

Шеринг-стартап «Просто вещи»

Сделано в Россия

Design

Tech

Usability

Creativity

Content

Тип проекта: Веб-сайт
Страна: Россия
Категория: Продукция и сервисы
Стиль: Big photo
Цвет: Красный