Запустили HRM-систему «МояКоманда»: от анализа рынка до разработки и 100 000 активных пользователей
Кратко о продукте:
«МояКоманда» – это HR-экосистема, объединяющая в себе инструменты для найма, обучения, мотивации, развития талантов, оценки производительности и взаимодействия между сотрудниками. Весь этот функционал объединен в едином цифровом пространстве, что позволяет более эффективно координировать усилия и достигать синергии в работе коллектива. «МояКоманда» стала лауреатом премии «Цифровая пирамида – 2023» в номинации «HR Tech стартап года».
Предпосылки проекта
В условиях пандемии COVID-19 и массового перехода к удаленной работе, компаниям стало важно понять, как эффективно управлять удаленными командами. Основываясь на обратной связи от экспертов отрасли, мы отметили, что дефицит кадров резко увеличил зрелость HR-специалистов в малом бизнесе и побудил их искать новые инструменты для подбора, удержания и вовлечения специалистов.
Компания «Факт» решила проверить продуктовую гипотезу. В случае ее подтверждения планировалось создать продуктовую команду, разработать MVP продукта и подготовить его к массовому использованию для миллионов пользователей.
Основная гипотеза заключалась в создании полнофункционального HRM-решения, доступного для использования HR-специалистами, руководителями и персоналом малого и среднего бизнеса. Платформа в первую очередь нацелена на предоставление доступов через облако, которое можно развернуть за 1 день. Дополнительным толчком к возникновению идеи HR-продукта стал еще и отток иностранных решений с российского рынка.
Ключевыми задачами стали:
Исследование
Для увеличения доверия бизнеса к финансированию нового стартапа необходимо было осуществить сбор информации о текущем состоянии сферы HR-tech на российском рынке.
1. Кабинетное исследование:
В рамках кабинетного исследования был проведен конкурентный анализ российских и международных компаний: SWOT-анализ, PEST-анализ, в котором были разложены основные риски проекта: политические, экономические, социальные и технологические.
По итогу анализа рынка и интервью с собственниками были скорректированы первые гипотезы относительно состояния рынка HRM-систем, целевой аудитории, приоритетных отраслей, бизнес-модели платформы, основных конкурентов, в дальнейшем работа с гипотезами шла по HADI-циклам. На основе сформулированных гипотез, продуктовая команда приступила к полевому анализу.
2. Экспертное интервью
Для подтверждения гипотез были проведены Custdev и экспертные интервью с HR-специалистами и Product-менеджерами. После 16 интервью были скорректированы гипотезы, выделен первый пул проблем HR-специалистов. В ходе интервью были выявлены дополнительные проблемы, такие как нехватка инструментов для эффективного удержания и развития удаленных команд, необходимость автоматизации процессов подбора и оценки персонала.
3. Маркетинговый анализ
Для окончательного подтверждения гипотез и сбора объективной информации с рынка было проведено тестирование в реальных условиях. Маркетологи запустили лендинг с описанием болей HR-специалистов и руководителей МСП с их решением с помощью функционала нашей платформы.
После активной рекламной кампании, длительностью 1,5 месяца, мы получили более 27 обращений от потенциальных клиентов, большинство из которых проявили интерес к нашему продукту. Однако им не хватало функциональных возможностей, которые мы планировали включить в наш MVP.
Было обнаружено, что существующие решения на рынке не удовлетворяют полностью потребности бизнеса в эффективном управлении, развитии и удержании персонала.
4. Продуктовый анализ конкурентов / клиентов
Мы знали, что на международном рынке более развита HR-культура в работе с сотрудниками, и HR-сервисы там применяют широко. Для продуктового анализа конкурентов мы в первую очередь сосредоточились на этом рынке.
Мы провели функциональный анализ аналогичных продуктов, составили батл-карты, приоритизировали данные из опросов потенциальных клиентов и определили основной функционал, который лег в основу продукта.
По итогам анализа в MVP вошел следующий функционал:
- Базовый функционал корпоративного портала: личный кабинет сотрудника, лента новостей, организационная структура компании, график отсутствий, календарь.
- Цифровой паспорт сотрудника, который содержит контактные данные, текущие роли в компании, задачи, встречи, KPI, цели сотрудника.
- Управление отпусками и другими видами отсутствий. Мы решили, что в нашу MVP войдет автоматизация процесса подачи и согласования заявок на различные виды отсутствий на рабочем месте, такие как отпуска, больничные, отгулы и удаленная работа.
- Оценка 360, которая позволит настраивать оценочные циклы с учетом области интереса и компетенции, выявлять потенциал и точки роста, а также обсуждать результаты и планы развития талантов сотрудника.
- Встречи 1 на 1 — позволяют зафиксировать задачи, планы развития, этапы прохождения онбординга с возможностью дальнейшего контроля сотрудников.
- Онбординг, который позволит персонализировать программы и треки адаптации с задачами и материалами для ознакомления и наглядная статистика отслеживания прогресса по адаптации сотрудников.
- База знаний, которая позволит накапливать информацию о компании или профильных направлениях в структурированной форме, обеспечивая обучение сотрудников и быстрый доступ к важной информации.
- Управление имуществом, которое позволит контролировать оборудование компании с учетом территориально распределенных команд.
По итогам собранной информации была проведена встреча с собственниками и инвесторами, где был представлен анализ рынка и дорожная карта развития продукта. В результате положительной оценки перспектив продукта проект по созданию HR-сервиса «МояКоманда» был запущен в этап разработки.
Разработка продукта
Для успешного вывода продукта на рынок была сформирована продуктовая команда, нацеленная на сбор обратной связи от потенциальных и текущих клиентов, а также команда разработки, которая занималась непосредственной реализацией продукта. Первый этап разработки начался с функционала, который был определен на этапе сбора результатов анализа рынка. После запуска MVP требовалось выстроить подход к развитию продукта, который позволил бы выявлять реальные потребности текущих и потенциальных клиентов и включать их в разработку нового функционала платформы.
Продуктовый подход был реализован следующим образом:
- коридорного тестирования UI/UX,
- решенческих интервью нового функционала на разных целевых группах: экспертах в сфере HR и рядовых сотрудниках не связанных с HR. Особенное внимание уделялось методологически сложным модулям, таким как оценка, онбординг, КЭДО и т.д.,
- проведения альфа-тестирования на группе внутренних пользователей компании-разработчика.
5. Выстроили процесс по формированию дорожной карты на основе анализа конкурентов, интервью с HR-экспертами рынка, опросов текущих пользователей и всех клиентов, которые решили не приобретать платформу.
Разработка функционала решения
Формирование команды:
Для разработки была выбрана методология Scrum, которая помогла обеспечить гибкость и быструю реакцию на изменения требований по результатам исследований продуктовой команды.
В первую очередь мы реализовали весь функционал, который был в MVP (описано выше). На следующих этапах мы выпустили несколько крупных релизов на основе продуктового анализа описанного ранее. В «МояКоманда» появились крупные модули:
1. Оценка эффективности: реализовали модуль, который позволяет устанавливать цели, отслеживать выполнение задач с возможностью анализа результатов. Визуализация продуктивности и отслеживание прогресса достижения целей осуществляются через панель управления.
2. Рекрутмент включает в себя запросы, вакансии и список кандидатов. Запросы на вакансии подаются в разделе «План найма», кроме требований в них указаны те, кто будет утверждать заявку на правильность заполнения (HR, рекрутер, руководитель отдела). Утвержденный запрос публикуется на выбранных сайтах.
3. Опросы: конструктор позволяет построить любые опросы, подходящие под уникальные HR-задачи компании. В нём можно настроить собственный справочник драйверов вовлеченности (вера в успех, волнение, возможность роста, здоровье и т. д.) и создать шаблоны опросов. Их можно делать анонимными, с обязательным комментарием, с необходимостью ответов на все вопросы.
4. Аналитика: реализовали учет статистики и наглядные дашборды для анализа отчетов – баланс отсутствий, задачи, запросы на отсутствия, история занятости, отработанные часы. Более 30 отчетов.
5. Заявки и процессы возможно осуществить в электронном формате без использования бумажных документов. Запросы от сотрудников автоматически поступают в уведомления HR-профиля. Можно легко настраивать маршруты согласования заявок, указывать ответственных, настраивать сроки исполнения и напоминания, изменять процессы для оптимизации работы сотрудников в любой момент.
6. В мобильном приложении полностью реализованы следующие функции: главная страница, профиль сотрудника, календарь и уведомления, разделы: задачи, активности, список сотрудников. Имеется возможность авторизации с помощью QR-кода, размещенного в шапке профиля на веб-версии. Функции, которые не реализованы в мобильном приложении, доступны через веб-просмотр (WebView).
Мобильное приложение реализовано на современном фреймворке Flutter, которое позволило разработать приложение сразу под Android и iOS. Приложение доступно на App Store и Google Play.
По запросу пользователей, мы также решили сделать гибкие настройки главного экрана под каждого пользователя с помощью панели виджетов. Делается это в том же окне, прямо поверх самой страницы, что сразу же позволяет увидеть результат настроек.
Портал функционально имеет разделение по ролям: для сотрудников и руководителей. В первом случае могут быть доступны любые опции, кроме блоков оценки и эффективности. У руководителя всегда под рукой многофункциональные дашборды, по которым можно оценить эффективность по подразделениям и общую. Сотрудник видит назначенные ему KPI, цели, оценку и встречи. В дополнительных настройках возможно реализовать гибкие доступы по ролям.
В последней версии продукта, мы реализовали следующий функционал:
Архитектура решения, интеграции
Разработка архитектуры решения
Для разработки платформы мы выбрали облачные сервисы Cloud.ru. «МояКоманда» была создана на базе PaaS-сервисов облачной платформы Advanced, сервис позволяет запустить в несколько кликов. Подключили Cloud Container Engine для работы в кластерах Kubernetes и RDS for PostgreSQL для управления базами данных.
На базе первого сервиса развернули три среды для разработки, тестирования ПО и его эксплуатации. Второй PaaS-сервис хранит все данные, которые важны для работы приложения. Дополнительно для размещения необходимых файлов подключили два хранилища: Elastic Volume Service и Object Storage Service.
Интеграции
Разработали готовые интеграции для «МояКоманда», которые дают возможность пользователям быстро начать обмениваться данными в следующих системах:
Кроме того, интеграции с другими системами с помощью Webhook и REST API, а также сквозной авторизации SSO (интеграция с AD FS).
Результаты