О клиенте
«Просвещение» — одна из крупнейших компаний России с почти вековой историей. Начиная как издательство учебной литературы, она выросла в интегратор образовательных услуг.
По мере роста и развития компании её состав увеличивался: издательство «Бином», корпорация «Российский учебник» и другие компании встали в один ряд с брендом «Просвещение».
Сейчас портфель компании насчитывает более 50 сайтов. При этом часть контента на них дублируется, пользователи не понимают, где им брать нужную информацию, заказывать книги или обучение. Не было уделено внимание адаптации под мобильные устройства. Разработчики не успевают обслуживать и развивать все ресурсы, а клиент тратит большие средства на поддержку разрозненных продуктов.
Задача
Нам предстояло разобраться в существующих сайтах и предложить решение, которое сможет показать группу компаний «Просвещение» как экосистему, интегратор образовательных услуг.
Цели на старте проекта
Над проектом наша команда работала 5 месяцев. За это время собрали требования заказчика, поговорили с его клиентами и оформили всё в техническое задание для команды разработки. Но обо всём по порядку.
Бизнес-анализ
Провели 8 интервью с разными подразделениями, чтобы понять боли и задачи, которые будем решать.
Полученную информацию превратили в пользовательские истории (User Story), которые описали на карточках в Notion. После собрали их в группы, которые стали основой для разделов нового сайта.
Веб-аналитика
Изучили доступную информацию о том, как сейчас работают сайты. Получилось 48 страниц инсайтов.
Проанализировали навигацию между ресурсами и пользовательские пути, нашли точки разрыва сценариев и UX-ошибки. На основе полученных данных построили карту сайтов, которая показала, как на данный момент пользователи взаимодействуют с разными ресурсами.
Бенчмаркинг
Изучив способы навигации по продуктам у зарубежных и российских компаний, выявили тенденцию к созданию отдельных сайтов: для нужд компании (рассказ о себе, предложения о партнёрстве, информация инвесторам и ESG) и под запросы пользователей (покупка, обучение, полезные материалы для обучения и воспитания) под одним доменным именем. Такой подход позволяет разграничить большой объём информации и давать её адресатам точечно, не перегружая контентом. Так работают Ozon, X5 Group, Pearson и другие компании.
Карты пользовательских путей (CJM)
Ориентируясь на результаты веб-аналитики и беседы с бизнесом, выделили 4 целевых действия, которые совершают (или хотят совершить) пользователи на сайте:
Чтобы посмотреть, как пользователи идут к целям, и реализовать этот путь в новом продукте, провели 10 глубинных интервью. Для каждого сценария составили портреты, сгенерировали гипотезы, а после подготовили гайд глубинного интервью.
Получили 4 карты пути клиента (CJM). По одной на каждый сценарий. Данные карт использовали при выстраивании логики работы с ресурсом на этапе проектирования.
Кроме этого:
Карточная сортировка
Проблема быстрого доступа к нужной информации была обозначена с самого начала. Особенно остро она проявлялась в сценарии поиска раздела «Рабочие программы».
Мы решили узнать, как устроены ментальные модели учителей. Цель — получить информацию, которая поможет пересобрать меню и навигацию так, чтобы пользователи могли легко находить нужные пособия.
С помощью карточной сортировки планировали получить пул категорий, которыми оперируют пользователи. Это нужно было для группировки обучающих продуктов и список материалов, которые в них входят.
После подготовки и запуска теста удалось собрать 36 ответов и 137 категорий, которые предложили респонденты. Результаты показали, что максимальное (80%) сходство в мышлении и группировке карточек наблюдалось у 16 респондентов. Это 44% из всех.
Отфильтровав данные по максимальному проценту совпадений, получили матрицу сходств, в которой убрали большой разброс значений и оставили только те, где респонденты были похожи в своих ментальных моделях.
Получили чёткое деление:
Также можно использовать сетевой граф — способ визуализации связей между сущностями. На графике ниже видно, как отдельно стоят объекты для работы и квалификации учителя.
Для понимания ментальной модели учителей использовали облако названий категорий, которые предлагали сами преподаватели. Эти названия впоследствии можно использовать для нейминга внутри сайта.
В результате исследования получили следующие выводы:
Документация для разработчиков
В процессе работы над проектом собирали информацию не только для себя, но и для команды разработчиков, которая писала БФТ (бизнес-функциональные требования). Информацию оформляли в два документа — матрицу функциональных требований и описание сценариев, которые будут выполнять пользователи на сайте.
Информационная архитектура
На финальном этапе собрали все данные и разработали концепцию сайта с верхнеуровневыми функциональными блоками и предложили заказчику решение:
На этом этапе получили детально проработанную информационную архитектуру для нового сайта, где расписали предварительное наполнение, функции, цели и ключевые метрики каждого раздела. На основе этих данных проектировщик начнёт свою часть работы по созданию экранов сайта.
Прототип главной страницы
Макет наглядно показывает, как собранная аналитика влияет на интерфейс. Каждый блок, каждый элемент стоял на своём месте и имел для этого причины.
Результат
В ходе работ мы погрузились в задачу заказчика, рассмотрели её с разных сторон и предложили решение, которое представляет группу компаний «Просвещение» как интегратора образовательных услуг.
Сайты с похожими целями и наполнением объединены в единый ресурс, где b2c-пользователь бесшовно сможет перемещаться между страницами и решать свои задачи.
Отдельный корпоративный сайт транслирует позиционирование компании, а также содержит B2B-продукты и разделы для инвесторов.
Таким образом, мы разграничили сценарии и развели задачи разных сегментов на разные сайты. Это поможет не перегружать один ресурс информацией и даст возможность демонстрировать пользователям релевантные предложения.