Оптимизация поиска в каталоге для крупной retail сети

Сегодня retail выходит за рамки привычного нам оффлайн-магазина у дома. Всё больше эта сфера пользуется возможностями разработки, перенося свой бизнес в онлайн. Сегодня хотим рассказать о, казалось бы, простом кейсе: настройка поиска в каталоге сайта. Но не всё так однозначно, как нам казалось на первом этапе. О том как простая задача превратилась в бег с препятствиями рассказал наш тимлид Андрей Д.'

Наш заказчик: крупная федеральная retail сеть (NDA)
CMS: 1С-Bitrix
Цель: настроить оптимальный поиск в каталоге сайта
Задачи:

1. Организовать сортировку результатов поиска на сайте по релевантности:

  • Первые в списке отображаются товары, у которых все слова поискового запроса находятся в одной строке;
  • Во-вторую очередь товары у которых все слова встречаются в разных свойствах, при этом должен учитывается «вес» свойства (об этом расскажем чуть ниже);
  • В - третью - отображаются товары, у которых встречается меньшее количество слов из поискового запроса.

2. Сделать возможность поиска по следующим свойствам:

  • Бренд
  • Суббренд
  • Вид товара
  • Название производителя
  • Страна производитель

3. Организовать сортировку результатов поиска по каталогу сайта в соответствии с «весом» свойства. Вес свойства выстроен по приоритетам:

  • Название (самый приоритетный вес)
  • Бренд
  • Суббренд
  • Вид товара
  • Состав
  • Название производителя
  • Страна производитель
  • Линейка
  • Тип миксовой позиции
  • Срок годности (наименее приоритетный)

То есть, если мы введем в поисковый запрос «порошок «Альпийская свежесть»», то нам в поиске должен выйти сначала товар с ключевыми словами в названии, а только потом товары бренда «Альпийская свежесть», т.к. коэффициент веса у названия выше, чем у бренда.

Цель ясна, задачи определены, разработчики подобраны, стек ясен, сроки определены. Приступаем к работе, решаем задачу, все счастливы.

Заказчиком был определен инструмент, через который мы должны реализовать поиск — система полнотекстового поиска Sphinx. Главными преимуществами системы является высокая скорость поиска и индексации, высокая масштабируемость, поддержка стоп-слов и морфологического поиска.

Но самым главным плюсом, выбранного инструмента являлось то, что Bitrix заявлял поддержку Sphinx «из коробки».

Реализация была поделена на этапы:

1. Настройка Sphinx

2. Настройка Bitrix и интеграция Sphinx

Настройка Sphinx

Отказаться от Sphinx и перейти на другую поисковую систему нельзя. Требование заказчика — только эта система. Что ж, приступим. Все поисковые движки «внутри» работают примерно по одному принципу:

1. Забирают тексты

2. Разбивают на отдельные слова

3. Проводят стемминг слов — вычленяют основу слова

4. Рассчитывают вес фразы в тексте

5. Возвращаем пользователю отсортированный согласно весу фразы поисковый запрос

Мы помним, что важная задача не только выдавать товары по соответствию слов в поисковом запросе, но ранжировать товары в соответствии с весом свойства.

Так вот, решение Bitrix и Sphinx «из коробки» — это добавить в индекс Sphinx только заголовок и весь текст из описаний и свойств товаров. То есть поиск будет возможен, но их вес не будет поддаваться контролю и ранжированию.

Для того, чтобы все же заставить Sphinx ранжировать товары, а не превращать свойства, описания товаров в кашу из текста нам пришлось настраивать Sphinx.

Этапы настройки Sphinx

Приложения могут взаимодействовать со Sphinx несколькими способами, но самым простым и удобным, является специальный sql-подобный язык запросов, который носит название SphinxQL. В этом случае Sphinx использует протокол базы данных MySql (которая используется у нас и единственный протокол который поддерживает битрикс).

Для этого мы:

1. Создали новый индекс реального времени

2. Описали наши поля и атрибуты для индексирования. При использовании баз данных в качестве источника необходимо явно перечислить все поля и атрибуты, которые мы собираемся индексировать. При этом необходимо указать их тип, название и дополнительные параметры, если они есть.

Настройка Bitrix

Теперь перейдем к настройке Bitrix. Вся работа с поисковым индексом происходит через промежуточные таблицы. Поэтому для начала мы создали столбцы для каждого нового свойства (бренд, суббренд, вид товара и тд).

А затем наполнили их, чтобы мы могли добавить их в индекс Sphinx. Для этого на моменте переиндексации товара добавили заполнение наших полей и скорректировали запросы на добавление/обновление данных в Sphinx.

После того как у нас описаны свойства, необходимо было задать коэффициенты веса каждого свойства. Теперь Sphinx может проранжировать все свойства и выдать корректный ответ на поисковый запрос.


Что в итоге?

Столкнувшись с рядом проблем мы все же смогли выдать приемлемое решение и настроить сортировку товаров на сайте. Как правило, такие задачи могут решаться и другими способами, но конкретно здесь пришлось искать альтернативные решения и при этом не наплодить легаси по пути. На данный момент решения работает, не мешает масштабировать каталог, адаптивно к изменениям и обновлениям.

Оптимизация поиска в каталоге для крупной retail сети

Сделано в Россия

Design

Tech

Usability

Creativity

Content

Тип проекта: Веб-сайт
Страна: Россия
Категория: Реклама и маркетинг
Стиль: Big photo
Цвет: Розовый