Понятие стартап охватывает любую новую бизнес-идею в технологичной сфере, а также некие наукоемкие проекты коммерческой деятельности. Как правило, реализацией стартапов занимаются небольшие компании, группы увлеченных людей. Поэтому, штат такого бизнеса, особенно на начальном этапе, невелик.
Ключевой задачей для данного бизнеса, является поиск финансовых возможностей реализовать собственные идеи, чтобы они начали работать и приносить доход. Требуется представить соответствующий проект на рынке и запустить его в продажу. Это становится своеобразным рывком, с которого начинает свою жизнь реальный бизнес стартапера.
Применительно с понятию стартап часто используется два термина- инкубатор и акселератор. Оба указанных термина означают помощи бизнес-идее, которая поможет ей реализоваться и стать полноценным бизнесом. Однако указанные термины означают разные вещи. Их отличия друг от друга и особенности стартап акселераторов следует рассмотреть более подробно:
Инкубатор представляет собой некий социальный проект, в рамках которого новые технологичные идеи проходят процесс становления и развития. Инкубаторы необходимы тогда, когда имеется только сам носитель идеи и его идея. Соответственно. Ее нужно развивать и дорабатывать. Ни о каком выходе на рынок в ближайшее время речи не идет. Поэтому, существование в рамках инкубаторов может происходить годами. Между тем, акселератор предназначен для того, чтобы дать толчок готовому продукту;
Акселераторы необходимы для запуска разработанных проектов. Это означает, что необходим модельный продукт, который уже работает. Такой продукт должен пройти стадии тестирования, различных доработок. Таким образом, акселератор нужен тем, кто готов представить на рынке работающий продукт. Кроме того, требуется слаженная команда, готовая в работе;
Акселератор дает импульс для рывка, он необходим, чтобы вывести продукт на рынок, предложить его потенциальным покупателям. Соответственно, под особенности того или иного проекта разрабатывается четкая пошаговая программа представления его на рынке. Программа может включать такие шаги, как презентация продукта, проведение рекламной компании, предложение данного продукта целевой аудитории.
Таким образом, стартап акселератор нужен для того, чтобы существующий и отточенный проект начал реально работать. Поэтому. нужен готовый продукт.
Процесс акселерации предполагает помощь извне от инвестора. В лице инвесторов выступают различные банки, фонды и подобные организации. Попасть в данный процесс получается далеко не у всех.
Чтобы процесс акселерации был запущен, стартаперу нужно заинтересовать инвестора. Соответственно, происходит конкурс и оценка предлагаемых проектов. Эксперты инвестора оценивают перспективность проекта и продукта, уровень его разработанности. При этом принимаются во внимание технические и юридические особенности реализации.
Если проект принят, команда стартаперов перемещается в помещения, выделенные инвестором. С командой начинают работать эксперты и менторы. Шаг за шагом они прорабатывают бизнес процессы и технические моменты реализации проекта. Конечная цель заключается в том, чтобы сделать рывок и вывести продукт на рынок.
Однако это невозможно без финансовой поддержки. Поэтому, акселерация предполагает вливания со стороны инвестора. Их объем индивидуален и зависит исключительно от специфики самого проекта.
Как описано выше, стартаперы учатся и работают в рамках акселерационного проекта. Однако затраты, в том числе и на обучение, несет исключительно инвестор. Соответственно, он материально заинтересован в окупаемости проекта и его жизнеспособности.
В данном случае, выгоду получают все стороны. Стартапер получает необходимую поддержку, проработку юридических и технических вопросов, денежные вливания. При этом инвестор делает все, что его вложения окупились.
Интерес инвестора заключается в том, что с молодой компанией заключается договор на продажу некоторой части акций или доли в капитале. Как правило, размер составляет от 3 до 7%. Следовательно, часть прибыли новой компании будет принадлежать инвестору в обмен на помощь в акселерации.
Таким образом, стартап акселераторы необходимы для реализации проектов. Они дают всею требуемую помощь. Ведь помимо технической стороны идеи, важно соблюсти нормы закона, предусмотреть этапы выхода на рынок, адаптировать продукт под запросы целевой аудитории. Все это вместе с финансовыми вложениями и предоставляется стартап акселератором.