Себастиан Дюк (Sebastian Duque) — сооснователь приложения Plei, Майами, штат Флорида. Предприниматель до мозга костей, он поделился историей создания и запуска on-demand приложения для футбольных игроков, позволяющего им находить и бронировать поле для игр, а также оплачивать бронирование, собирать команды и общаться с единомышленниками. Со стороны администратора приложение представлено веб-админ-панелью Plei System для управления полями.
Возможность для бизнеса можно найти даже в условиях переполненного рынка. И все же многие отбрасывают удачные идеи, потому что “все придумано до нас”. Вот, к примеру, сфера любительского спорта: игроки в футбол организовывают встречи в соцсетях и для них этого более чем достаточно, так зачем изобретать велосипед? С другой стороны, даже поверхностное исследование выявит множество шероховатостей в таком подходе к организации игр. Поэтому я считаю, что любые идеи всегда уместны.
Когда мы только начали работать над Plei в 2016—2017 годах, в моей голове проект выглядел как приложение для игроков, но никак не приложение для бронирования футбольных полей. Но стоило нам начать общаться с потенциальными пользователями, стало ясно, что бронирование — это именно то, что нужно. Так, персонал стадионов тратил много усилий на бумажную работу, ведя отчетность. Поняв это, мы поняли, как сделать на этом бизнес.
Процесс был запущен, но нам потребовалось время, чтобы понять: мы пытались сделать все и сразу вместо того чтобы сфокусироваться на потребностях пользователя. Когда мы запустили приложение в 2017, в нем было столько всего — куча экранов, сообщения, уведомления, друзья, и никто его не скачивал! Было трудно принять, что проблема в нас.
В итоге мы убрали все "лишние" функции и оставили одну под названием “Игры”, которая позволяла игрокам видеть доступные игры и присоединиться к какой-либо из них. И все. Мы сделали функционал настолько простым, насколько это возможно. Результат — 20 000 пользователей. Первая версия приложения не привлекла никого!
Популярность Plei стремительно росла, но кроме взлетов были и падения. Самое сильное, конечно, в период локдауна, когда все стадионы закрылись на восемь месяцев. Это был не самый простой период, но, к счастью, после отмены ограничений все довольно быстро вернулось в привычное русло.
Опыт с Plei убедил меня, что прежде чем делать приложение, обязательно стоит разработать MVP (minimal viable product). Одной ключевой функции — в нашем случае это “Игры” — достаточно, чтобы понять, будет ли на приложение спрос, и не потратиться на разработку кучи ненужных функций.
Сам факт, что наше приложение есть в App Store, делает меня счастливым! Я мечтал об этом с университета. Так что да, одно только это очень круто, но сейчас я даже более счастлив, ведь люди действительно используют Plei и оставляют хорошие отзывы.
Еще меня очень радует, что иногда люди подходят ко мне на улице со словами “О, ты из Plei!”. Это безумно приятно, но все же Plei — это не один я, а целая команда.
Сейчас над Plei работают двенадцать человек. Четверо — разработчики из Anadea, затем мой брат и я — мы сооснователи. Также специалисты по работе с клиентами, пара маркетологов и дизайнеров. Я бы точно не вытянул все это на себе. Лучше всего у меня получается говорить с людьми, поэтому я занимаюсь этой частью работы. Остальное на брате (он куда менее разговорчив) и остальной части команды. Так что да, это командная игра!
Подобрать команду оказалось не так просто. До Anadea я сотрудничал с компанией из Майами — не хотел отдавать работу за рубеж и хотел, чтобы все были рядом. Но мы не сработались. Тогда я ввел в Google запрос sports app development company и нашел Anadea.
Столько всего можно посоветовать, но в первую очередь я бы рекомендовал одно — делайте сами столько, сколько можете. Стартап — это риск, очень мало стартапов выстреливает. Вы минимизируете риски, если вместо того чтобы платить за, скажем, исследование конкурентов, проведете его сами. Чем меньше потратите, тем меньше рискуете потерять.
Многие думают, что деньги решат все проблемы, но это не так. Можно сделать очень много без денег, чтобы доказать, что идея рабочая. И вам уже будет что показать инвесторам.
Вот пример. Когда мы начинали Plei, я представлял себе, как приложение будет выглядеть, но совершенно не умел в дизайн. Пришлось прокачивать навык дизайна — по крайней мере, это было легче, чем учиться программировать. Я сделал дизайн всего приложения прежде чем вложил хоть доллар.
Следующее — не все, что хорошо звучит в теории, сработает на практике. Рынок может не оценить вашу идею. Что делать? Разговаривать с будущими пользователями, которые знают, что им нужно. Не с вашем мамой или женой, — им всегда все понравится — с людьми, не предвзятыми по отношению к вам.
Последний урок, который я усвоил благодаря Plei, — нужно запастись терпением. Да, все хотят мгновенного результата, но это так не работает. Результат — это время, умноженное на работу. Это марафон, а не спринт. Если вы уже зарабатываете деньги на приложении, возможно, стоит не выплачивать их себе как зарплату, а инвестировать в дальнешнее развитие приложения. В нашей команде из двенадцати человек зарплату получают все, кроме меня — так бизнесу легче развиваться. В общем, терпение и игра в долгую.
Каждая возможность стоит того, чтобы ей воспользоваться. Мы не все можем проконтролировать, и, возможно, результат будет сильно отличаться от первоначальной задумки. Но в любом случае, это ваш уникальный опыт, и хотя бы ради этого стоит попытаться!