UX-проектирование: как мы создаём удобные интерфейсы

Для чего бизнесу нужен UX-дизайн?

UX (User Experience) подразумевает под собой пользовательский опыт, результат взаимодействия пользователя с интерфейсом. Взаимодействие должно быть интуитивно понятным и соответствовать паттернам поведения пользователя, а интерфейсные решения должны быть единообразны.

Мы как пользователи совершаем много действий в сети, не задумываясь. Одни сайты мы воспринимаем легко, а с других хочется “убежать”, потому что ничего не понятно, и над каждым кликом приходится думать: “Туда ли я жму?” или “А где кнопка вернуться?”.

Благодаря продуманной структуре и привычному расположению основных элементов можно облегчить взаимодействие пользователя с сайтом и не отвлекать его от целевых действий. Грамотный UX-дизайн позволяет пользователям с разными возможностями успешно использовать продукты.

/users_files/AnnaProkopeva/1.png

Особенности UX-проектирования в Azoft

Для нас важно создавать программные решения, которые нравятся пользователям и работают на пользу бизнесу. Именно поэтому мы предлагаем вам результат совместной работы аналитика и дизайнера. Аналитики отвечают за сбор и управление требованиями, а дизайнеры на основе подготовленной документации создают визуальную часть продукта.

/users_files/AnnaProkopeva/2.jpg

По завершению фазы Аналитики вы получаете полноценную документацию (ТЗ для разработки) и прототипы экранов (которые, например, можно показать заинтересованным лицам внутри компании).

Процесс создания интерфейса

UX-проектирование — это процесс создания интерфейса, закрывающего потребность клиента в определённом действии внутри приложения. Его можно разделить на следующие этапы:

  1. Сбор предварительных данных
  2. Исследование ЦА
  3. Разработка информационной архитектуры
  4. Разработка прототипов

Понимая этапы UX-проектирования, вам будет проще сформировать ожидания относительно набора артефактов и качества результатов совместной работы аналитика и дизайнера.

Погружение в проект

Прототипы экранов — это как верхушка айсберга. Проектированию прототипов предшествует большой пласт работы.

UX-проектирование начинается с анализа индустрии клиента. Понимание бизнес-процессов помогает нам понять, когда конечная цель достигнута и как именно мы можем её достичь. Далее мы изучаем бизнес клиента: с какими запросами и болями он обратился к нам, как мы можем помочь и что стоит улучшить.

Предварительный анализ не обходится без анализа конкурентов. На основе этих данных мы сможем: 

  • не допустить ошибки конкурентов;
  • увидеть преимущества и фишки, которые используют конкуренты, а также подумать, как их можно усовершенствовать и добавить в продукт;
  • понять наши сильные и слабые стороны по сравнению с конкурентами.

Исследование целевой аудитории

Чтобы создать востребованный продукт, важно понимать, для кого мы его создаём. Для этого мы определяем пол, возраст, социальный статус пользователей, где они живут, какими устройствами пользуются — вся эта информация помогает выделить общий портрет или несколько типичных групп. 

При изучении ЦА в Azoft используются различные методы исследования, такие как метод персон, CJM (Customer Journey Map) и др. В зависимости от того, на каком этапе происходит UX-исследование, мы выбираем соответствующий фреймворк. Так, например, CJM не подойдёт для стартапа, когда пользователя пока ещё нет.

/users_files/AnnaProkopeva/3.png

Как правило, мы собираем информацию о потребностях конечных пользователей продукта непосредственно у клиента. При этом мы ориентируемся на опыт работы на других проектах, а также на результаты точечных опросов потенциальных пользователей программного продукта. Бывает, что у нас есть возможность провести интервью непосредственно у конечных пользователей. Так, например,  для разработки системы управления производством iFarm Growtune мы опрашивали агрономов, растениеводов и директора по производству.

Индустрия клиента, бизнес клиента и его ЦА — основные объекты анализа. Помимо этого мы смотрим тренды, статистические данные, которые могут нам помочь, изучаем кейсы других компаний. После погружения в проект мы можем переходить к составлению User Flow, схематичной отрисовке прототипов.

Проектирование информационной архитектуры

Информационная архитектура представляет собой структурное проектирование информационного пространства, которое помогает выполнить задачи пользователя и организовать интуитивный доступ к содержимому. Для простоты можно определить информационную архитектуру как набор логически связанных экранов приложения. Информационная архитектура может быть представлена в форме User Flow или карты переходов между экранами.

На данном этапе аналитики помогают клиентам описать бизнес-требования и определить набор пользовательских требований к приложению. В Azoft мы обычно задаём рамки функциональности проекта с помощью User Stories, а с помощью Use Cases описываем и отслеживаем связи между исходными бизнес-требованиями и техническими требованиями (касающиеся безопасности, производительности и т.д.). 

Получается, что Use Cases описывают технические требования, которые находят отражение в наборе взаимосвязанных  разделов, экранов приложения для User Flow. User Flow помогает понять путь пользователя и увидеть, все ли процессы в продукте имеют логическое завершение и учтены ли альтернативные сценарии использования функциональности пользователем. Подробнее о User Stories, Use Cases и других артефактах читайте в нашей статье о прояснении требований.

Проектирование прототипов

После разработки информационной архитектуры  мы переходим к проектированию прототипов будущего программного продукта.

С точки зрения процесса в Azoft это происходит примерно так. Аналитик приходит к дизайнеру с пониманием приложения в целом: какие разделы, модули или блоки должны быть предусмотрены в приложении, из каких экранов они состоят и какие кейсы необходимо закрыть пользователю на каждом экране. Затем дизайнер на основе информации об индустрии, бизнесе клиента и его ЦА, а также базы знаний по проекту от аналитика приступает к проектированию прототипов экранов в Figma Design. В процессе проектирования прототипов дизайнер следит за тем, чтобы интерфейс приложения помогал достигать цели пользователя. 

Скорее всего, если UX-проектирование было выполнено на должном уровне, вы не увидите его явным образом. Смотря на интерфейс, вы просто будете интуитивно понимать, где и что находится. Вам не потребуется дополнительно разбираться, чтобы понять, как работает приложение. Конечно, существует ряд исключений из этого негласного правила, например, сложные системы или панели управления.

/users_files/AnnaProkopeva/4.png

Пример прототипа для информационной системы iFarm

В результате UX-проектирования, ориентируясь на ваши цели и предпочтения, мы сможем передать вам кликабельный прототип вашего программного продукта в Figma Design и описание прототипов экранов. Эта комбинация позволит вам приступить к разработке продукта, которым будет удобно пользоваться.

Теперь вы знаете, как мы проектируем интерфейсы в Azoft. Интересно пройти этот путь вместе с нами? Поделитесь с нами идеей проекта, и мы поможем вам со всеми этапами создания ПО и приложений, начиная с предварительной аналитики и заканчивая поддержкой и дальнейшим развитием.