Однажды к нам пришла Алина, наш рекрутер, и пожаловалась: «Ребята, вот вы такие автоматизированные и эффективные. А общей системы принятия решений о выборе кандидатов нет». И рассказала, что происходит на собеседованиях.
Например, после беседы с кандидатом нужно аргументировать его выбор перед работодателем. Приходится лезть в сотни заметок в поисках ответа: «А точно ли он справится с задачами?»
Кроме этого, во время собеседований непросто сосредоточиться и на невербальных средствах общения, и на ответах кандидата. Когда разговариваешь с человеком, намного удобнее его просто видеть. А не отвлекаться на записи.
А еще бывает, что кандидат на интервью уходит в дебри своей непростой профессии. И это, конечно, очень интересно, но понять, что из этого действительно будет нужно работодателю, трудновато.
Из рассказа Алины мы поняли, что главные проблемы на собеседованиях — это отвлечение от прямого контакта, отчетность и обилие информации. Совладав с этими задачами, мы поможем рекрутерам по-новому взглянуть на интервьюирование соискателей.
Вдохновленные своими выводами, мы начали работу.
Отвлечение от прямого контакта
Действительно, рекрутерам часто приходится отступать от сценария встречи и импровизировать, попутно записывая ответы кандидата. При этом они должны помнить о визуальном контакте, считывать невербальные сигналы. Одним словом — это непросто.
Бывает, общаешься с кандидатом на позицию разработчика. И где-то в середине беседы замечаешь, что он не очень заинтересован. Спрашиваешь, куда ему хотелось бы двигаться дальше. Кандидат честно отвечает, что мечтает попробовать себя в качестве дизайнера. И тут ты понимаешь, что у тебя только-только открылась позиция с похожими требованиями.
Вот она — практически идеальная возможность сменить вектор общения в ходе собеседования. Но чтобы поговорить о новой вакансии, нужно найти требования к ней. Они, естественно, не под рукой. Придется тратить время, чтобы отыскать их. А это по меньшей мере неудобно. А по-честному — непрофессионально.
Для того, чтобы избежать подобных ситуаций, мы минимизировали «дополнительные» усилия эйчара. И разработали алгоритм подачи вопросов в виде карточек, листающихся по принципу Tinder.
Вправо — лайк, влево — дизлайк, в зависимости от того, понравился ли рекрутеру ответ на вопрос или что-то вызвало сомнения.
Если смахнуть карточку вверх, откроется поле для комментариев и заметок по вопросу. Его можно пропустить, если смахнуть карточку вниз.
В каждом вопросе есть теги, с помощью которых предварительно сортируются ответы для будущей отчетности. Внизу экрана — оставшееся количество вопросов.
Так рекрутер не отвлекается от ответов интервьюируемого, а нативный алгоритм работы с ответами помогает сосредоточиться на общении.
Сравнение и анализ
После интервью настает этап сравнения, анализа и отчетности — сложно объективно сравнивать кандидатов по разрозненным скриптам интервью.
Чтобы упростить процесс сравнения, мы сформировали простой алгоритм выгрузки отчетности. Рекрутер формирует сравнительный график, который отражает комментарии и лайки или пропуски каждого вопроса.
Отчет из приложения выгружается в мессенджеры или на электронную почту. Он формируется автоматически по каждому набору карточек.
На основании этих данных рекрутеру проще определиться с выбором и потом аргументировать это перед руководством.
Слишком много информации
Как решить проблему с обилием новой информации? Установить каждому рекрутеру нейрочип со списком вопросом и ежесекундно обновлять его. Все, как любит Илон Маск или сценаристы «Черного зеркала», класс!
На деле, мы нашли более простое и реальное решение: загрузили обширную библиотеку стандартизированных вопросов для разных вакансий нашей компании. Они понятны и опытному рекрутеру, и начинающему эйчару.
Мы до сих пор расширяем и совершенствуем библиотеку готовых карточек, добавляем новые вопросы и вакансии. Достаточно вбить в поисковой строке нужный набор.
Здорово, что в приложении можно самостоятельно составлять список вопросов — рекрутеру иногда нужны дополнительные варианты скриптов. А еще можно сохранять черновики, редактировать их и делиться с коллегами.
Вот так мы и получили приложение, которое упростило процесс найма: помогло стандартизировать систему сравнения кандидатов и избавило от необходимости возиться с бумажками каждого соискателя.