Time&Material или Fixed Price: что выгоднее при разработке своего сервиса

T&M vs Fixed Price

Отметим, что у каждого варианта есть ярые сторонники и противники. Но на самом деле это противостояние беспочвенно: для одних проектов подходит работа с фиксированной оплатой, для других она будет невыгодным и убыточным решением, и лучше предпочесть T&M. Чтобы определиться, нужно взвесить плюсы и минусы каждой системы и трезво оценить свою бизнес-идею.

Работа по Fixed Price

Среди основных плюсов такого подхода называют четкий срок сдачи проекта и заранее известную стоимость. Заказчик сразу знает, какую сумму закладывать в бюджет на разработку сайта или приложения. Предприниматели считают эту схему удобной. Работа включает в себя несколько этапов:

  • Заказчик определяется с целями и требованиями, составляет четкое техзадание, чтобы максимально точно донести их до разработчиков.
  • Вместе с проджект-менеджером согласуются задачи и конкретные сроки.
  • Команда приступает к разработке по четкому заданию, в оговоренный срок заказчик получает готовый сервис.
/users_files/KozhinDev/image2.png

Но схема проста только на первый взгляд. Например, если уже после утверждения задач вам потребуется внести в проект какие-то правки, сделать это будет сложно: придется учесть время и расписание разработчиков, прописать и утвердить новое ТЗ.

Другим минусом Fixed Price считают возможную переплату. Бюджет разработки утверждается заранее, и аутсорсинговые компании закладывают в него дополнительные расходы, которые могут не потребоваться. Это делается, чтобы снизить риски разработчиков: предугадать непредвиденные обстоятельства невозможно, а в случае схемы с фиксированной оплатой эти расходы лягут на исполнителя.

Проблемы также возникают из-за недостаточно подробного описания ТЗ. В начале работы кажется, что задача поставлена предельно четко, но после возникают разночтения и недопонимания. А так как схема Fixed Price не предполагает постоянной вовлеченности заказчика в процесс разработки, устранить эти неточности без вреда для сроков сдачи может быть сложно.

С точки зрения исполнителей такая схема также имеет и плюсы, и минусы. С одной стороны — четкие инструкции, конкретные задачи и сроки. С другой — меньший простор для гибкости и маневров. Обычно больше внимания уделяется скорости и соблюдению сроков.

Работа по Time&Material

Сколько стоит разработка web-приложения по системе Time&Material, заранее неизвестно. Эта схема работы гораздо более гибкая, чем Fixed Price, и может показаться, что эта непредсказуемость — большой минус. Но на деле все обстоит иначе. Для объемных проектов T&M окажется выгодным вариантом, ведь заказчик оплачивает конкретные работы по факту их выполнения. Сюда не включаются возможные риски, исполнителю нет нужды «страховаться» от форс-мажоров.

Этапы работы Time&Material:

  • Проджект-менеджер получает заказ и разбивает его на задачи-спринты.
  • Вместе с разработчиками он оценивает время, которое уйдет на каждую из них, и предоставляет отчет заказчику. Если обе стороны все устраивает, команда приступает к первой задаче.
  • После завершения первого этапа заказчик оплачивает выполненную работу, и разработчики переходят к последующим задачам.
/users_files/KozhinDev/Group 1708.png

Большим плюсом этого подхода является постоянный контакт клиента и исполнителя. Обмен информацией позволяет отслеживать, как развивается проект, и решать возникающие вопросы незамедлительно. В процессе работы можно добавлять или снимать отдельные задачи, если этого требует бизнес-план. На начальном этапе от заказчика не требуется детализированное техническое задание на весь проект, и команда приступает к разработке сразу.

Сотрудничество по Time&Material зачастую прозрачнее, чем Fixed Price. Клиент видит конкретные результаты, которые оплачивает, понимает, из чего составляется общая цена продукта.

Главный недостаток оплаты по факту работ — невозможность точного планирования бюджета. Сложно предсказать, сколько времени потребуется разработчикам, чтобы завершить проект полностью, и в какую сумму это выльется.

Оценка все равно происходит: приблизительную цену исполнитель называет заранее. Но в итоге клиент может заплатить как меньше, так и больше по сравнению с заявленной изначально стоимостью. Например, если случаются непредвиденные ситуации, их оплата в случае работы по модели Time&Material ложится на заказчика.

Какую модель выбрать в итоге

Этот выбор всегда остается за заказчиком. Но мы можем дать общие советы, чтобы помочь вам определиться.

Fixed Price лучше подойдет, если:

  • У вас небольшой проект без сложной бизнес-логики, и вы знаете, что должно получиться в итоге.
  • Вы готовы потратить время и составить детализированное задание для разработчиков на весь проект.
  • Бюджет на разработку жестко ограничен, его нельзя корректировать.

Выбрать Time&Materials стоит, когда:

  • Проект объемен, сервис имеет нестандартную логику, большое количество функций, для реализации которых требуется много времени.
  • Вы готовы включаться в процесс разработки, тратить время на обсуждение проекта, хотите иметь возможность корректировать ТЗ в ходе работы — вносить правки и улучшения.
  • Хотите начать разработку как можно раньше, не терять время, возможно — быстро получить MVP продукта. Скорость разработки особенно важна для стартапов.

Вместо заключения — наш опыт

Команда KozhinDev предпочитает взаимодействовать с клиентами по модели Time&Material. Мы любим сложные проекты с нетиповыми решениями, и чаще всего их стоимость невозможно оценить «на берегу».

В нашей практике есть случаи, когда изначально заказчик выбирал схему Fixed Price, и мы делали для него сервис по четко оговоренному ТЗ. Но впоследствии проект требовал развития, появлялись новые запросы и потребности. Тогда мы предлагали продолжить сотрудничество по T&M, и клиент соглашался. Опыт показывает, что такая форма работы больше подходит для долгосрочных взаимодействий.

Чтобы узнать больше о наших проектах и подходе к разработке, зайдите на сайт kozhindev.com