Стив Джобс сказал: «Дизайн — это не то, как предмет выглядит, а то, как он работает». В английском языке design более точно передает смысл и используется как глагол, который обозначает созидательное действие, направленное на уточнение деталей. В русском мы переводим design как «конструировать», «создавать», «разрабатывать», но этот перевод не передает созидательно-оптимизаторского контекста и работы со смыслом.
Дизайнер упрощает восприятие какого-либо предмета или процесса. Это причина, по которой дизайнеру жизненно необходимо максимально подробно разбираться в том, над чем он работает. Чтобы что-то упростить, сначала надо понять, как это работает и для чего. Именно поэтому дизайн не искусство.
Считать дизайн искусством — это ментальная ловушка. Принципиальная разница в том, что художник запутывает, а дизайнер выпрямляет. Искусство — это самовыражение и транслирование чего-то, что художник пережил. Например, в галерее два человека смотрят на картину. Каждый видит что-то свое. В дизайне не так — здесь потребитель должен понимать и считывать то, что заложил дизайнер.
Он должен досконально изучить клиента и его предметную область. Для этого дизайнеру на старте проекта нужно принимать участие во всех этапах исследования наравне с аналитиками, маркетологами и проджект-менеджерами. Кажется, что это какая-то каша, но это дает профит — чем больше погружение на старте, тем быстрее потом идет работа.
Например, участвовать в кастдеве или прочитать выжимку из отдела маркетинга — это две разные истории. В первом случае дизайнер глубже поймет потребительские потребности, сможет лично пообщаться с людьми, которые будут использовать результаты его труда. А главное — потом не будет возникать разногласий, например, с маркетологом.
Вот еще задачи, которые стоят перед дизайнером:
Обратите внимание, что первые 7 пунктов — это изучение. И только один пункт про визуальное: эта часть делается быстро, когда дизайнер качественно выполнил задачи по изучению и понял, что и зачем он делает.
В дизайне есть два важных понятия, которые часто упускаются, — это баланс и tone of voice.
Баланс — правильное сочетание элементов для достижения цели. Это про визуальную часть проекта — баланс помогает человеку корректно понять то, что до него доносит компания, на сайте которой он оказался. Здесь и колористика, и типографика, и другие прикладные инструменты в работе дизайнера.
Чтобы не попасть в замкнутый круг, где дизайнер не понимает, что делает, а пользователи сайта не понимают, что до них доносят, нужно сознательно выходить из цикла, где дизайнер выступает только в роли исполнителя визуальной концепции.
Второе понятие в дизайне, о котором нужно сказать, — это tone of voice. Это то, как бренд общается со своим потребителем. Например, веб-сервис за несколько миллионов и лендинг с продажей чудодейственных продуктов для похудения — это принципиально разное общение с клиентом. Чтобы создавать tone of voice, нужно развивать насмотренность и понимать, какие элементы как работают. О насмотренности мы поговорим в следующей статье цикла.