IT рекрутинг

Нейросети в маркетинге — очередной хайп или новый тренд

/users_files/ProgressiveMedia/Обложка (2).jpg

Короткий ответ — да. И хайп, и тренд. Мы уже живем в мире, где нейросети являются неотъемлемой частью технологий и процессов. Посмотрите на картинку:

/users_files/ProgressiveMedia/1 (6).png

Этот график из Google Trends показывает пиковые значения в период январь — март 2021 года.

Вторая картинка также из Google Trends:

/users_files/ProgressiveMedia/2 (8).png

На первой изображена история PR-кампании Clubhouse. Даже когда в нее пришли ЛОМы, она не взлетела. На второй — показатели PR-кампании ChatGPT. Какой для нее прогноз? Предлагаем вспомнить историю и вернуться к этому вопросу.

За последние 30 лет текущий всплеск массового интереса к нейросетям уже третий. Первый был в 1997 году, когда Deep Blue играл в шахматы с Каспаровым, второй — в 2016 году, когда AlphaGo выиграла в го у Ли Сидоля. И теперь видим новый раунд.

Почему в примере Clubhouse? Потому что по механике разгона они очень похожи, и такие истории часто заканчиваются для мира воспоминаниями. Но сейчас это другое. Во-первых, PR-кампания направлена не только на поднятие раунда (привлечение инвестиций), но и на то, чтобы как можно больше пользователей быстрее научились пользоваться ChatGPT. Во-вторых, креативная индустрия меняется. До этого ИИ был в роли робота и выполнял рутинные задачи, а теперь хочет стать творцом.

Значит, текущий хайп по поводу нейросетей не временный, и теперь SEO, а вместе с ним и интернет-маркетинг закончится? Все сделает ChatGPT, MidJourneу и другие ИИ? Тут ответ — нет. Давайте посмотрим еще раз на происходящее чуть шире.

ИИ уже давно пришли в маркетинг и решают большой круг задач.

Первое — мониторинг упоминаний брендов/личностей/событий в сети. Системы мониторинга давно умеют оценивать упоминания как положительные, так негативные или нейтральные, систематизировать и рисовать графы. Это заметно облегчает работу, помогает оперативно реагировать при управлении репутацией.

Второе — развитие систем контекстной рекламы. Уже несколько лет работают автоматические стратегии (особенно успешны в Google Ads*, пока не запрещенном в РФ, но запрещенном для РФ). Также системы несколько лет пробуют создать автоматические кампании, которые формируются на основе URL. Но такого варианта кампаний недостаточно даже для микробизнеса.

Третье — SEO. Здесь уже около 10 лет работу SEO-специалиста можно сравнить с джедаем, доказывающим ИИ «Яндекса» и Google, что его сайт должен быть на высоких позициях, и что он хорош не только потому, что он взял «Премию Рунета».

Четвертое. Наверное, самое успешное направление — системы аналитики, в том числе BI-системы, в которых нейросети очень кстати.

Но, может быть, копирайтеры теперь не нужны? Нам все напишет ChatGPT! Нет, ChatGPT помогает копирайтеру и редактору. Сейчас копирайтеру вместо поиска в поиске можно использовать ИИ для получения обработанной текстовой сводки. Но ответ ИИ нужно вычитывать и редактировать. А это только для простых текстов. Для PR и рекламных текстов необходима глубокая доработка.

Должна ли тогда снизиться цена за работу копирайтера? Нет. Никакого снижения цен для агентства и клиента не будет. Задача осталась прежней. Но вот скорость подготовки материалов может заметно вырасти.

Итак, если со старыми инструментами мы уже живем и массовых сокращений маркетологов, менеджеров на агентском рынке не видно, то какую пользу стоит ждать от нового этапа развития ИИ для нашей сферы?

Несколько примеров

Задача: подготовить кейс про внедрение BI-системы для решения бизнес-задач заказчика.

Для привлечения и удержания внимания пользователя решили использовать концептуальные метафоры в визуале превью кейса.

Для поиска идей использовали ChatGPT, для которого отобрали три интересных варианта:

- Одним из возможных метафорических образов системы бизнес-аналитики может быть микроскоп.

- Другим возможным метафорическим образом для системы бизнес-аналитики может быть карта или система GPS.

- Еще одним метафорическим образом системы бизнес-аналитики может быть маяк.

Кажется, неплохо. В MidJourneу получили такие изображения:

/users_files/ProgressiveMedia/4 (8).png/users_files/ProgressiveMedia/6 (3).png/users_files/ProgressiveMedia/8 (2).png/users_files/ProgressiveMedia/7 (3).png

В публикацию забрали вариант:

/users_files/ProgressiveMedia/Banner (02).jpg

Задача: рассказать клиентам о технической поддержке сайтов по модели Time&Material.

Путь поиска идей для визуала был аналогичным.

Использовали ChatGPT, отобрали четыре интересных варианта, в которых выделенную команду, работающую над проектом заказчика, можно сравнить с:

- экипажем на судне;

- командой врачей;

- заказом коктейля в баре по схеме «за каждый ингредиент». Клиент платит за каждый ингредиент, который будет использован в коктейле, а также за время и навыки бармена;

Тут, конечно, с креативом получилось не столь разнообразно, но роботы друг друга поймут, и мы отдали эти тезисы в MidJourneу.

Варианты изображений:

/users_files/ProgressiveMedia/10 (1).png/users_files/ProgressiveMedia/14 (1).png/users_files/ProgressiveMedia/13 (1).png/users_files/ProgressiveMedia/12 (1).png

Выбрали такой:

/users_files/ProgressiveMedia/Banner (01) (1).jpg

Отвечая на вопрос: «Нейросети в маркетинге — очередной хайп или новый тренд» можно сказать, что сейчас это определенно один из самых полезных трендов. Они позволяют человеку работать в несколько раз быстрее, точнее анализировать большие данные и даже создавать уникальный контент. Как видно из реальных рабочих примеров, роль человека с появлением ИИ в маркетинге не исчезает, но видоизменяется и усложняется. Возможно, появятся новые роли, например оператор ChatGPT.

Пока реклама создается для человека, участие человека в ее создании необходимо.