С самого начала нас было четверо: я и трое моих лучших друзей и партнеров по бизнесу — Марио, Энрико и Гаспаре. Будучи старшеклассниками, мы хотели заниматься медициной и для этого должны были подготовиться к национальному тесту — Test di Medicina e Odontoiatria. Мы познакомились в университете и постоянно говорили о вступительных испытаниях.
Просто для контекста: в Италии проводят большой национальный тест для всех медицинских вузов, печально известный своей сложностью. Он состоит из пяти разделов, по одному на каждый предмет: логика, общие знания, биология, химия, математика и физика. В нем 60 вопросов, и времени ответить на все не так уж много. Проходной балл довольно высокий, поэтому многие проваливают тест и пытаются снова через год. Только представьте: если говорить о медицине, то это примерно 60 000 абитуриентов в год, а в вузы попадают чуть больше 10 000. Иными словами, конкуренция адская.
После месяцев подготовки и огромного количества теории и упражнений мы, наконец, сдали этот тест. Все четверо сошлись на том, что процесс подготовки был организован не самым оптимальным способом. Уже в конце пути мы осознали, что нужно поменять, чтобы помочь другим абитуриентам.
Когда мы только начинали, у нас не было опыта в предпринимательстве, потому что мы были очень молоды. Мы первокурсники, нам по 19 лет, и у нас мало времени на что-то кроме учебы. Мы работали над Pro-Med в свободное от основных занятий время, так что нагрузка была серьезная.
Мы концентрировались на том, чего нам самим не хватало при подготовке:
Мы начали с малого — со страницы в Facebook и небольшого веб-сайта. Мы попытались разбить процесс обучения на простые этапы и выделили три основных.
Первый — теория. Чтобы пройти тест, нужно выучить все термины и правильно ответить на вопросы. Мы решили построить процесс обучения теории по принципу «равный-равному». В нашем случае не преподаватель, а студенты, которые поступили в вуз, помогают абитуриентам. Мы действительно верим, что студент университета вполне способен — возможно, даже более способен, чем преподаватель — передавать свои знания старшеклассникам, потому что он готовился к этому же тесту и сдавал его годом или двумя ранее. Никто, кроме студента, не знает, что нужно другим студентам.
Поэтому мы подготовили более 100 часов видеоуроков. Мы обратились к самым лучшим студентам университета и записали обучающие курсы. Нам очень помогло то, что у нас уже были необходимые навыки для этого — мы очень любим фото- и видеосъемку .
Вторым ключевым моментом была практика. После того, как усвоена теория, нужно практиковаться. В Pro-Med, например, у нас есть целый раздел специально для этой цели — студенты могут симулировать национальный тест столько раз, сколько захотят, и отслеживать свой прогресс с помощью статистики и графиков.
И последний, но не менее важный пункт, — это сообщество. Каждому абитуриенту просто необходимо найти наставника, с которыми он мог бы обсудить свои успехи и пробелы. Этого ключевого шага не хватало, когда мы сами готовились к тесту, поэтому на нем мы сосредоточились больше всего.
Мы приложили много усилий для создания уютного сообщества с множеством полезных особенностей, таких как уроки в реальном времени и опросы.
Я считаю, что выстраивание доверительных отношений с нашей целевой аудиторией сыграло большую роль в успехе Pro-Med. В первый год мы тщательно выбирали такую модель общения, которая говорила бы со студентами не свысока, не с позиции старший-младший или родитель-ребенок, а как с равными. И это было очень хорошо воспринято.
Мы не сразу решились на профессиональную разработку онлайн-платформы. Некоторое время мы использовали сторонние сервисы для создания тестов. Такой подход накладывал некоторые ограничения, что очень раздражало. Поэтому мы связались с Anadea, компанией-разработчиком образовательных платформ.
За несколько месяцев они сделали продукт, о котором мы мечтали — достаточно гибкий, чтобы менять его так, как нам хочется, и Pro-Med стал еще более полезным для нашей целевой аудитории.
Всего за два дня после запуска мы практически вернули вложения в разработку и не могли в это поверить! В этой конкретной кампании не было ничего особенного. Я бы сказал, что сейчас мы работаем над маркетингом более осознанно, мы уже приобрели некоторый опыт в этой сфере. Например, сейчас мы работаем с социальными сетями, чтобы создать хайп вокруг новых функций, которые мы добавляем.
В этом году вышла вышла более новая версия, которой мы навели много шума.
Еще я раньше упоминал видеоуроки: на первых этапах их мы тоже делали сами. В этом году мы решили еще больше повысить качество, поэтому наняли отдельную команду, которая помогла нам снимать видеоуроки на профессиональную технику. Как голливудский мини-фильм!
Вначале мы многое делали сами. По сути, мы были мастерами на все руки, все четверо занимались всем: сайтом, маркетингом и всеми бизнес-процессами. Это была огромная нагрузка для четырех человек, поэтому, возможно, нам следовало увеличить нашу команду раньше, чем мы это сделали.
Тем не менее, я ни о чем не жалею. Мы начали в очень молодом возрасте, что позволило нам сделать много ошибок и избежать их впоследствии. Мы много раз упирались в непреодолимые стены, и у нас была возможность терпеть неудачи на очень ранней стадии. Теперь мы многое знаем из собственного опыта. Я думаю, что в бизнесе очень важно начать рано, чтобы сделать ошибки как можно раньше.
В мире, где благодаря Интернету мы можем узнать что угодно и где угодно, самое сложное — это найти свое так называемое несправедливое преимущество. Это знать, что у вас есть что-то такое, чего нет ни у кого больше, благодаря какому-то особому умению. Например, мы знали, что спрос на нашу платформу точно будет, потому что раньше мы сами были ее целевой аудиторией. Это несправедливое преимущество позволило нам прикинуть, как мы могли бы повлиять на этот рынок.
Больше всего меня вдохновляет то влияние, которое мы оказали — и продолжаем оказывать — на тысячи студентов. Когда я думаю о том, что мы помогли многим осуществить мечту изучать медицину, и о том, что эти люди будут приносить пользу другим, меня распирает от гордости. И здорово думать, что со временем их будет все больше и больше.
Это вдохновляет нас смотреть в сторону других стран, в которых есть аналогичный тест. Мы обнаружили, что эта бизнес-модель будет работать как со старшеклассниками, так и со студентами университетов, поэтому начали еще один проект. Он называется WeTest и включает в себя другие области знаний. Например, мы начали проводить курсы и тесты для инженерных и других специальностей. Это то, чему мы сейчас уделяем большое внимание, потому что такой проект может расти в геометрической прогрессии. Мы все еще планируем и дальше развиваться в области тестов по медицине, потому что есть другие типы тестов, к которым мы можем помогать студентам готовиться.