Каким должен быть поиск на сайтах онлайн-аптек? Разбираем на примерах

Рост онлайн-продаж — это тенденция нового времени, которая стала особенно заметной в пандемию. Ещё до карантина лекарства входили в топ-5 самых популярных позиций, которые люди покупали в интернете, а после начала коронавируса эта категория, согласно исследованию, поднялась на второе место. Но и это не потолок роста. Другое исследование, проведенное в 2022 году медиахолдингом Rambler&Co и СБЕР ЕАПТЕКА, показало, что почти каждый второй респондент (46%) готов полностью перейти на онлайн-заказы лекарственных средств. При этом, согласно данным Google, в 22% случаев люди ищут информацию в интернете, даже стоя у аптечного прилавка. По степени влияния на выбор покупателя интернет почти сравнялся с лечащим врачом.

Что же останавливает покупателей? По данным опроса холдинга «Ромир» среди причин отказа от онлайн-покупки лидирует неудобство — этот критерий называли 59% опрошенных.

В этой статье мы поделимся результатами и на примерах расскажем, как сделать поиск удобным и улучшить пользовательский опыт.

Зачем учитывать пользовательский опыт при проектировании поиска?

Комфортный процесс заказа — одна из главных составляющих успешной онлайн-торговли. Покупатели даже определяют его как решающий фактор совершения покупки, цена — на втором месте.

Один из ключевых сценариев взаимодействия с интернет-магазином — поиск. Зная, на что опираются пользователи при подборе лекарства, можно предоставить им желаемый функционал и сделать процесс нативным и удобным. При этом в каждой отрасли онлайн-продаж, включая аптеки, есть свои характерные особенности поиска продукции.

1. Врачи пишут неразборчиво. После приёма у специалиста пациент получает бумажку с рукописным, часто плохо читаемым набором названий, которые оффлайн-фармацевты легко переводят в список препаратов. В онлайне переводчиков нет, поэтому поиск должен быть снисходительным к пользователю и учитывать разные написания лекарственных средств.

/users_files/Everest/image.png

2. Поиск по действующему веществу. Этот сценарий подбора препаратов очень популярен у провизоров, он необходим на сайте.

3. Подбор аналогов. Стоимость лекарств растет, поэтому пользователи интересуются препаратами-аналогами, которыми можно заменить привычные бренды.

На какие пункты обратить внимание при разработке поиска на сайтах аптек

В своём исследовании мы разобрали UX-составляющую поиска на сайтах популярных онлайн-аптек. Вот несколько классных практик, благодаря которым лидеры рынка создают лучший пользовательский опыт при выборе лекарств.

  • Присутствует кнопка поиска. Она находится в стандартном месте — в конце поискового поля

Иногда онлайн-аптеки предлагают пользователям запускать поиск по нажатию Enter, такой вариант возможен для сайтов с молодёжной аудиторией. Для старшего поколения и смешанной ЦА стоит добавить в конце поискового поля контрастную кнопку с четкой инструкцией «Найти», «Искать». Иконкой лупы кнопку лучше не заменять, иконка предпочтительнее в качестве визуальной подсказки.

/users_files/Everest/2.png
  • Плейсхолдер подсказывает доступные параметры поиска на сайте

Плейсхолдер — текст-подсказка внутри поискового поля. Он должен быть четким и давать пользователям понимание того, какие запросы они могут включить в свой поиск.

/users_files/Everest/3.png/users_files/Everest/4.png
  • Саджест появляется с третьей введенной буквы

Саджест — это поисковые подсказки для автозаполнения в строке поиска, которые помогают пользователю быстрее найти товар. Идеально, если подсказка появляется не раньше, чем после введения трёх символов. Иначе предлагаемые варианты оказываются менее точными.

/users_files/Everest/5.png/users_files/Everest/6.png
  • В поиске выделяются отдельные категории, бренды 

Интересное решение — выделить в результатах поиска популярные категории или бренды товаров, релевантные запросу. Таким образом, пользователь может сразу зайти в нужную категорию и посмотреть, например, аналоги. Также в результатах поиска можно сразу отобразить цену и отметить действующую скидку.

/users_files/Everest/7.png/users_files/Everest/8.png

Стоит настроить языковую модель так, чтобы система сортировала выдачу подсказок в зависимости от популярности товаров, а не в алфавитном порядке. Демонстрироваться должны только близкие к запросу результаты. В таком случае подсказки будут полезны и не будут мешать поиску пользователя.

  • Подсказки сортируются с учетом популярности товаров

Стоит настроить языковую модель так, чтобы система сортировала выдачу подсказок в зависимости от популярности товаров, а не в алфавитном порядке. Демонстрироваться должны только близкие к запросу результаты. В таком случае подсказки будут полезны и не будут мешать поиску пользователя.

/users_files/Everest/9.png
  • Поиск по названию товара, стране производителя, действующему веществу

Кроме названия поиск должен распознавать производителя препарата, а также предлагать лекарства по действующему веществу.

/users_files/Everest/10.png
  • Система распознает запрос с ошибками и предлагает результат по исправленному запросу

Совершить ошибку в названии лекарства легко: оно может быть написано неразборчиво, иметь длинное и сложное наименование. Поисковая система должна быть готова к таким запросам, предлагая верные результаты и помогая пользователю в поиске нужного средства.

/users_files/Everest/11.png

Резюме

Долговременный тренд на рост онлайн-продаж набрал скорость в пандемию и открыл окно возможностей для многих индустрий и в особенности для интернет-аптек. Компания, которая сможет воспользоваться шансом и улучшит пользовательские характеристики своего интернет-магазина, получит возможность занять лидирующие позиции, увеличить продажи и собрать круг преданных потребителей.  

UX-студия Everest занимается проектированием интерфейсов и логики для крупных сервисов, личных кабинетов, автоматизированных рабочих мест, на базе своего Исследовательского центра подготовила подробный чек-лист для онлайн-аптек. С его помощью вы можете проверить форму поиска на своем сайте по критериям удобства для пользователей и найти новые идеи для улучшений.