Рост онлайн-продаж — это тенденция нового времени, которая стала особенно заметной в пандемию. Ещё до карантина лекарства входили в топ-5 самых популярных позиций, которые люди покупали в интернете, а после начала коронавируса эта категория, согласно исследованию, поднялась на второе место. Но и это не потолок роста. Другое исследование, проведенное в 2022 году медиахолдингом Rambler&Co и СБЕР ЕАПТЕКА, показало, что почти каждый второй респондент (46%) готов полностью перейти на онлайн-заказы лекарственных средств. При этом, согласно данным Google, в 22% случаев люди ищут информацию в интернете, даже стоя у аптечного прилавка. По степени влияния на выбор покупателя интернет почти сравнялся с лечащим врачом.
Что же останавливает покупателей? По данным опроса холдинга «Ромир» среди причин отказа от онлайн-покупки лидирует неудобство — этот критерий называли 59% опрошенных.
В этой статье мы поделимся результатами и на примерах расскажем, как сделать поиск удобным и улучшить пользовательский опыт.
Комфортный процесс заказа — одна из главных составляющих успешной онлайн-торговли. Покупатели даже определяют его как решающий фактор совершения покупки, цена — на втором месте.
Один из ключевых сценариев взаимодействия с интернет-магазином — поиск. Зная, на что опираются пользователи при подборе лекарства, можно предоставить им желаемый функционал и сделать процесс нативным и удобным. При этом в каждой отрасли онлайн-продаж, включая аптеки, есть свои характерные особенности поиска продукции.
1. Врачи пишут неразборчиво. После приёма у специалиста пациент получает бумажку с рукописным, часто плохо читаемым набором названий, которые оффлайн-фармацевты легко переводят в список препаратов. В онлайне переводчиков нет, поэтому поиск должен быть снисходительным к пользователю и учитывать разные написания лекарственных средств.
2. Поиск по действующему веществу. Этот сценарий подбора препаратов очень популярен у провизоров, он необходим на сайте.
3. Подбор аналогов. Стоимость лекарств растет, поэтому пользователи интересуются препаратами-аналогами, которыми можно заменить привычные бренды.
В своём исследовании мы разобрали UX-составляющую поиска на сайтах популярных онлайн-аптек. Вот несколько классных практик, благодаря которым лидеры рынка создают лучший пользовательский опыт при выборе лекарств.
Иногда онлайн-аптеки предлагают пользователям запускать поиск по нажатию Enter, такой вариант возможен для сайтов с молодёжной аудиторией. Для старшего поколения и смешанной ЦА стоит добавить в конце поискового поля контрастную кнопку с четкой инструкцией «Найти», «Искать». Иконкой лупы кнопку лучше не заменять, иконка предпочтительнее в качестве визуальной подсказки.
Плейсхолдер — текст-подсказка внутри поискового поля. Он должен быть четким и давать пользователям понимание того, какие запросы они могут включить в свой поиск.
Саджест — это поисковые подсказки для автозаполнения в строке поиска, которые помогают пользователю быстрее найти товар. Идеально, если подсказка появляется не раньше, чем после введения трёх символов. Иначе предлагаемые варианты оказываются менее точными.
Интересное решение — выделить в результатах поиска популярные категории или бренды товаров, релевантные запросу. Таким образом, пользователь может сразу зайти в нужную категорию и посмотреть, например, аналоги. Также в результатах поиска можно сразу отобразить цену и отметить действующую скидку.
Стоит настроить языковую модель так, чтобы система сортировала выдачу подсказок в зависимости от популярности товаров, а не в алфавитном порядке. Демонстрироваться должны только близкие к запросу результаты. В таком случае подсказки будут полезны и не будут мешать поиску пользователя.
Стоит настроить языковую модель так, чтобы система сортировала выдачу подсказок в зависимости от популярности товаров, а не в алфавитном порядке. Демонстрироваться должны только близкие к запросу результаты. В таком случае подсказки будут полезны и не будут мешать поиску пользователя.
Кроме названия поиск должен распознавать производителя препарата, а также предлагать лекарства по действующему веществу.
Совершить ошибку в названии лекарства легко: оно может быть написано неразборчиво, иметь длинное и сложное наименование. Поисковая система должна быть готова к таким запросам, предлагая верные результаты и помогая пользователю в поиске нужного средства.
Долговременный тренд на рост онлайн-продаж набрал скорость в пандемию и открыл окно возможностей для многих индустрий и в особенности для интернет-аптек. Компания, которая сможет воспользоваться шансом и улучшит пользовательские характеристики своего интернет-магазина, получит возможность занять лидирующие позиции, увеличить продажи и собрать круг преданных потребителей.
UX-студия Everest занимается проектированием интерфейсов и логики для крупных сервисов, личных кабинетов, автоматизированных рабочих мест, на базе своего Исследовательского центра подготовила подробный чек-лист для онлайн-аптек. С его помощью вы можете проверить форму поиска на своем сайте по критериям удобства для пользователей и найти новые идеи для улучшений.