Листая ветки обсуждений на одной из SEO-площадок, мы наткнулись на интересный топик, в котором автор спрашивал про то, что должно быть в хорошем отчете по продвижению. Казалось бы очевидный вопрос имеет такой же очевидный ответ, но в процессе размышления у коллег стали появляется разные версии ответа и это подтолкнуло нас на написание отдельной статьи, посвященной правильному со всех сторон отчету по SEO.
Анализируя вопрос и стараясь подробно написать ответ, мы столкнулись с тем, что отчет по продвижению можно рассматривать как со стороны заказчика, так и со стороны исполнителя. Несмотря на то, что обе стороны нацелены на конечный результат, исполнитель старается больше показать выполненные работы, когда заказчик хочет видеть результат в виде трафика и лидов. Получается вариации отчетов у обеих сторон сильно различаются. Так какой же из них идеальный? Давайте разбираться.
Поисковое продвижение - одно из немногих направлений, где нету четкого понимания, чем конкретно занимается исполнитель. Объясняется это очень просто, в SEO для абсолютно любого проекта команда оптимизаторов пробует различные методы, теории и способы, так как полностью рабочей стратегии продвижения не существует в принципе. Указав все «эксперименты» в отчете, от клиента сразу последуют вопросы, «что это такое?», «зачем это было сделано?», «почему не пробовали это?» и подобные. Второй момент, в случае нахождения правильной работающей методики, агентство намеренно не будет указывать и описывать её. Так как если этой методикой начнут пользоваться все, то очень скоро она потеряет свою эффективность. Выходит, что на бумаге объем работ один, а по факту совсем другой, в несколько раз превышающий написанный.
Зачастую два идентичных проекта в одной тематике продвигаются совершенно разными способами. Использование единой стратегии может навредить одному из проектов, при этом показывать отличные результаты в другом.
Возвращаясь к повестке дня, мы определили то, что заказчик хочет видеть, а исполнитель показать в отчете отличается. Исполнитель, в роли которого выступает агентство по продвижению, стремится расписать кампании и действия, связанные с поисковой оптимизацией, так как это именно та часть работ, за которую он несет прямую ответственность (и та часть работ, которую можно фактически проверить). Помимо работ, оптимизатор показывает результат в виде графиков с трафиком и таблиц с позициями запросов в поисковой выдаче. В конце документа, как правило, подводится общий итог, расписывается план работ на следующий месяц и выводы. Забегая вперед, можно отметить что большинство клиентов читает только выводы.
Анализируя обратную сторону медали и ставя себя на место заказчикастановится очевидным, что список выполненных технических работ это последнее, что его интересует. Куда более важным для него является динамика изменений позиций в топе и рост поискового трафика. Открывая отчет, владелец сайта хочет получить простую и понятную картину по своему ресурсу, где веб-сайт сейчас и какое изменение произошло за месяц. Ещё одним моментом на который обращают внимание заказчики являются конверсии, или если быть точным, данные о заказах с сайта. Для оптимизаторов подобные вопросы нередко становятся сюрпризами, так как о необходимости мониторинга отдельных конверсий они узнают по факту после отправки отчета.
Каким же должен быть идеальный отчет? Должен ли он показывать только то, что хочет видеть заказчик, или в отчете на первое место выходит перечень выполненных работ, так как именно они зафиксированы в договоре? На сколько важна аналитика? Задавать эти вопросы нужно и важно делать это в начале работ. В зависимости от договоренностей с клиентом, в отчет могут быть включены и дополнительные графики, и анализ основных метрик, и другие важные для руководителя бизнеса моменты.
Со своей стороны отметим, что хороший отчет – это документ понятный клиенту, открыв и прочитав который, он получит исчерпывающую информацию о том, какая ситуация по проекту в данный момент, как изменился трафик и позиции и что для этого было сделано. Кроме этого, на наш взгляд многим клиентом было бы интересно узнать:
Подводя итог необходимо отметить, что никакой отчет (даже самый развернутый и понятный) не заменит общения клиента и менеджера проекта. Всегда созванивайтесь с заказчиком и проговаривайте голосом итоги, планы и задачи. Это не только повысит его лояльность, но и своевременно даст ответы на многие вопросы. Если клиенту не удобно говорить по телефону, попробуйте назначить встречу и обсудить все моменты лично. От этого выиграют обе стороны и возможно, что необходимость отчета отпадет в принципе.