Как разные страны реагируют на экономический кризис, вызванный коронавирусом

Почти наверняка 2020 год станет годом рецессии во всех странах с развитой экономикой. Наверняка, это скажется на ИТ отрасли, поэтому логично будет осветить данную проблему. Статья будет о том, как правительства разных стран пытаются справиться с экономическим воздействием коронавируса.

В большинстве пострадавших стран к настоящему времени приняты строгие меры по локализации. Поступающие данные по состоянию экономики ужасают: от роста заявок на пособие по безработице до остановки продаж в гостиничной сфере.
Большинство людей потеряли возможность работать и тратить столько, сколько они привыкли. Дерево не цветет в мороз, а «замерзшая» экономика не приносит дохода.

Вполне понятно, что первыми ответными мерами экономической политики стали: делай что-то, делай это масштабно и делай это быстро.

МВФ оказывает помощь более ста государствам, почти все чрезвычайные меры были приняты в последние несколько недель.
Первоочередная задача этой политики – поддержка здравоохранения. Эта поддержка означает быстрое увеличение числа персонала, коек и дыхательных аппаратов, стимулирование инноваций в области лечения и разработки вакцин, а также мобилизацию производства медицинского оборудования посредством налоговых льгот, государственных закупок или прямого государственного контроля.

Помимо этих первоочередных задач, сейчас есть три приоритетных цели экономической политики:
• уменьшить воздействие экономического «мороза» на жизнь людей;
• сохранить производственные возможности экономики к тому моменту, когда мы сможем ее «разморозить»;
• подготовиться к быстрому «нагреванию» экономики.

Для достижения этих целей существуют разные пути - каждый со своими достоинствами и недостатками.

Реализация первой цели

Чтобы сохранить благополучие перед лицом бедствия, которое затрагивает всех, правительства должны обеспечить социальное страхование. Особенно это важно для наиболее уязвимых слоев населения.
Политики, принимающие решения, могут либо использовать существующие механизмы страхования, либо использовать прямое перечисление денег.

Большинство европейских стран избрали первый вариант, увеличив пособия по безработице и социальные выплаты, одновременно смягчив критерии на их получение.

В Соединенных Штатах, где система социальной защиты слабее и больше проблем с охватом населения, правительство будет отправлять чеки в течение следующего месяца. Денежные переводы предназначены не только для нуждающихся, поэтому они становятся весьма затратными, в то время как слишком щедрые пособия по безработице стимулируют больше увольнений, чем это реально необходимо.

Проблема заключается в том, что если оказывать поддержку в зависимости от чьего-либо текущего дохода, то бюрократические барьеры потребуют времени и выплаты могут оказываться с задержкой.
Продвинувшись дальше других, правительство Великобритании выплачивает самозанятым 80% их прошлой прибыли в виде денежного гранта, независимо от того, как сейчас работает их бизнес.

Реализация второй цели

Вторая цель - подготовить экономику к возобновлению работы с минимальным снижением производительности.
Опасения вызывает тот факт, что компании, которые не могут производить платежи во время вынужденной остановки, навсегда закроют свои двери. После того, как восстановится бизнес, потребуется много времени, чтобы вновь собрать специалистов для продажи нужного продукта на рынке.

Некоторым работникам, уволенным сейчас, позже будет трудно найти работу, которая им подходит и хорошо оплачивается. Такое перераспределение рынков, компаний и работников часто делает рецессии длительными и болезненными.
Чтобы сохранить бизнес на плаву, почти каждая страна отложила уплату части или большинство налоговых платежей. Для правительства это возможность эффективного и простого способа предоставления кредита.
Другие стратегии предусматривают жесткие компромиссные решения. Италия и Испания ввели мораторий на многие выплаты по кредитам. Обращение к банкам, которые и без того слабы, для пролонгации кредитов, может привести к финансовому кризису.
Центральные банки покупают государственные облигации, чтобы снизить процентные ставки, и предоставляют кредиты банкам, а также напрямую компаниям. При этом центральные банки берут на себя большой риск того, что многие кредиты не будут возвращены. Однако, как учит история, если они этого не сделают, то валюта, которую они выпускают, может резко обесцениться.
Отдельного решения требует проблема согласования национальных мандатов с международной пандемией. На данный момент центральные банки активировали разветвленную сеть кредитования между ними (через так называемые соглашенияо свопах), но в этой сети много дыр. В результате многие развивающиеся рынки в ближайшие недели рискуют лишиться финансирования из-за рубежа, т.к. их покидают частные инвесторы.

Более сложный вопрос заключается в том, должно ли предоставление ликвидности предприятиям принимать форму кредита или грантов.

Германия сделала первое, не ограничивая количество фирм, которые могут брать деньги у государства, но займы должны быть возвращены - даже в течение многих лет.
Дания выбрала последнее, выплачивая компаниям до 90% их заработной платы, а также оплачивая отпуск по болезни, аренду и другие фиксированные расходы.

Вопрос в том, кто в конечном итоге должен платить за все деньги, которые получает бизнес: это те, кто получает помощь сейчас, выплачивая ее в течение последующих нескольких лет из своих доходов? Или за это должны платить все налогоплательщики в стране, особенно будущие поколения, которые унаследуют растущий государственный долг?
Для большинства стран ответ лежит где-то посередине, поскольку, по крайней мере, некоторые из кредитов не будут возвращены. Но как именно это должно быть - это вопрос не только экономики, но справедливости и этики поколений.

Реализация третьей цели

Наконец, политики должны стимулировать экономику, как только мы сможем вернуться к работе.
Одной из проблем для многих стран, имеющих высокую задолженность, является то, что резкий рост расходов сейчас может не оставить денег для государственных инвестиций в ближайшем будущем.

Для всех стран нарушение производства и снабжения может привести к значительному росту цен. Кроме того, заманчивым способом борьбы с инфляцией может стать введение контроля над ценами и заработной платой. Эта политика иногда применяется в военное время, и сегодня идет война - с коронавирусом, но чаще всего эта политика ведет к экономической катастрофе.
Сегодня у правительств нет правильного или неправильного способа справиться с финансовым воздействием коронавируса. Какие чрезвычайные меры окажутся временными, какие превратятся в постоянные – в этом предстоит разобраться политикам.

По материалам Рикардо Рейса, профессора экономики Лондонской школы экономики и политических наук.