Мероприятия и действия по продвижению сайтов в топы поисковой выдачи, давно не ограничиваются оптимизацией метатегов, контентом и увеличением ссылочной массы. Все больше SEO требуется аналитического подхода, предпроектной работы и различного рода анализа выдачи. План работ по продвижению сильно похож на оглавление большой книги, где перечень пунктов идет длинным списком на несколько страниц. И даже добившись результата в виде нескольких десятков запросов на первых страницах поисковиков, дивидендов от раскрутки владелец бизнеса может и не получить. Причина часто скрывается в неправильно определенном (или не определенном вообще) интенте запроса, о котором сегодня мы и поговорим.
Нечасто встречающейся термин «пользовательский интент» означает желание посетителя сайта увидеть определенную информацию на страницах ресурса. Простыми словами, это цель, которую ставит пользователь перед собой и поисковой системой, вводя ключевой запрос в строке поиска и что в последствие он ожидает увидеть на сайте. Далеко не всегда ситуация очевидна и зачастую неправильно определенный user intent ведет к уходу юзера со страниц веб-сайта. Рассмотрим пример, - ключевик «пицца» далеко не всегда отражает желание человека заказать пиццу, как думают многие. Это может быть поиск рецепта для собственного приготовления, справочная информация о пицце в целом, или состав продукта. Как мы видим, интент запроса тут не очевиден и необходимо более тщательно изучать выдачу.
Практически любая сфера бизнеса ставит перед собой задачу удовлетворить потребность заказчика. Многие техники продаж учат, как понять желание клиента и найти подходящее для него решение. Поисковые системы придерживаются такого же принципа, пытаясь максимально точно понять, что именно ищет пользователь и показать ему сайты, соответствующие его потребностям. Обычный ключевой запрос уже не является основной подсказкой для поисковиков, Яндекс и Google анализируют цепочки запросов, сопоставляют данные с кукис и выявляют взаимосвязь, на основании чего формируется пользовательский интент и топ выдачи.
Почему оптимизатору так важно правильно находиться поисковой интент? Поскольку поисковые системы при ранжировании смотрят каждый урл и по данным его конверсии определяют на сколько он соответствует интенту, то SEO-специалисту важно подготовить контент страницы максимально отвечающему юзерскому intent’у. В противном случае, даже высокие поведенческие факторы не позволяет сайту попасть в топ.
Умения найти и понять намерения потенциального посетителя сайта – основной шаг оптимизатора на пути к успешному SEO продвижению
Определение потребностей пользователя это сложный процесс, поэтому для выявления конкретных целей, поисковик предоставляет юзеру выдачу из ряда ресурсов, составленную на основе статистики и анализа действий. Увидев сайты на первой странице, каждый человек сразу отметет из них нерелевантные. ПС запомнит его выбор и продолжит собирать информацию по этому запросу. Со временем, ресурсы выбранные пользователями составят основу user intent для этого ключевика, нерелевантные площадки из топа заменятся сайтами с условно похожим контентом.
Основываясь на потребностях юзеров можно выделить три вида пользовательского интента:
Коммерческие. Этот тип запросов самый очевидный, его ещё называют транзакционным, так как он открыто показывает интерес потенциального покупателя к покупке или заказу услуги.
Примеры коммерческих запросов – «заказать создание корпоративного сайта», «купить игровую приставку Playstation 5», «Iphone 12 цена».
Информационные запросы не столь очевидные, но наиболее часто встречающиеся. Вводя инфо-запрос пользователь ищет точную информацию об услуге/товаре или какой то определенной теме.
Примеры информационных запросов – «защищает ли корпус от воды Iphone 12», «Как самому бесплатно создать сайт», «Сравнение Playstion 5 и ПК».
Навигационные. К таким видам запросов юзеры прибегают когда, ищут контактную или справочную информацию об услуге, сервисе, товаре или компании.
Примеры навигационных запросов: «схема проезда в офис Webpage Profy», «официальный сайт apple», «Сайт Нинтендо в России»
Существует два способа определения user intent – ручной и автоматический. Мы советуем совмещать оба эти способа, так как любой сервис сбора имеет погрешность и неточность в формировании данных, а ручная сборка может не учесть всех нюансов ввиду недостаточного массива обрабатываемых данных. В чем отличие этих способов:
Автоматическое определение интента или сбор и анализ данных через специальный сервис, позволяет работать с большим семантическими ядрами в несколько тысяч ключей. В ручном режиме человеку не получится сделать и 5% от общего объема данных, обрабатываемых сервисами. Для анализа система использует выгрузку ключевых запросов, синонимов и проводит мониторинг подсказок ПС. Результат формируется в удобный отчет, по которому клиент может понять, что наиболее часто подразумевает пользователь при вводе определенного ключа.
Ручной режим определения интента. В основу так же ложится анализ конкретного ключа, его словоформ и синонимов, плюс добавляется изучение подсказок и рекламных объявлений в Директе. Ручной режим дает возможность сразу убрать нерелевантные сайты, не тратя время на их анализ.
Оптимизатору имеющему данные о user intent’e необходимо скорректировать свою работу, начав с семантики. Часть ключей (вполне вероятно что немалая часть) нужно будет удалить из-за их нерелевантности и не соответствии тематике. Скорректировав семантическое ядро и заново проведя кластеризацию, переходим к проверке контента, который должен максимально соответствовать интенту пользователя. Вполне вероятно, что потребуется не только корректировка текстов, но и внедрение нового функционала (документация, калькулятор расчета стоимости, онлайн-чат).
Изначально может показаться, что работы у SEO-специалиста прибавиться, но по факту он сэкономит время как на оптимизации текущих страниц, так и на работе с частью нерелевантных ключевиков. Плюс, правильная корреляция запросов под интент пользователя заметно повысит показатель поведенческих факторов и видимость сайта в ПС.