Без полномасштабного исследования невозможно сделать масштабную IT-систему. Все участники процесса от согласующих до разработчиков должны иметь полную аналитику за счет исследований рынка, возможностей корпорации и команды разработки. На этом этапе участвуют ЛПР, ЕОЛы. Если команды не провели исследования и не нашли основные точки, проблемы, решения — высока вероятность сделать то, чем никто не будет пользоваться.
Определили зачем корпорации продукт и должен ли он работать на внешнюю сторону потребителей:
Если продукт внутренний, то портрет пользователей ясен — это сотрудники корпорации. Осталось разобраться с их потребностями и проанализировать среду:
Например, если вы разрабатываете инструмент для упрощения рабочих процессов на месторождении, обязательно проконсультируйтесь с сотрудниками, исследуйте процессы, соберите обратную связь, и только после начинайте думать над решением, как это сделали мы.
Если внешний, то тут нужна статистика и аналитика рынка. Важно понять запросы и страхи потенциальных пользователей:
Кроме того, следите за изменениями на рынке и поведением пользователей, чтобы продукт оставался актуальным и соответствовал ожиданиям клиентов.
IT-консалтинг на первом этапе — важнейший шаг для создания действительно нужного продукта. За счёт этих процессов вы добьетесь не только общего вектора разработки, но и получите системную аналитику по задачам, которые лягут в ТЗ и ФТТ.
Антон Клименков, CEO Adeptum Digital Production.
Это фундаментальный этап разработки серьёзного IT-проекта, на котором определяется общая структура и организация будущего решения. Подробно разберём этот процесс:
Теперь переходим к разработке «сердца» продукта. Этот этап аналогичен строительству стен и инженерии здания. Мы создаём код и компоненты, которые обеспечивают функциональность, необходимую для бизнес-процессов заказчика.
Разработка продукта для enterprise-клиентов — это намного больше, чем просто создание программного кода. Это сложный и многогранный процесс, ориентированный на достижение ценности для клиента и продуктивное использование гипотез. Каждый спринт = ценность. Этому учит Agile, который мы так любим.
Но не забываем также про привычные требования enterprise-заказчиков:
Так что такое ценность в продуктовой разработке? Это момент, когда исполнитель меняет внутренние процессы заказчика, то есть внедряет что-то новое и полезное в бизнес-структуру корпорации, а также оптимизирует часть процессов. За этим заказчик и приходит.
«Важно учитывать стандарты и требования корпоративных структур, работающих например по методологии «Водопад». Это классический подход, где каждый этап разработки происходит последовательно и строго определён в начале проекта.
Мы, например, внутри команды спокойно используем гибкий и мягкий Agile. То есть, заказчик должен быть уверен в стабильности и надёжности продукта, несмотря на гибкость внутренних процессов разработки».
Антон Клименков, CEO Adeptum Digital Production.
Перед внедрением продукта важно провести подготовительные работы: установку оборудования, совместную настройку серверов и сетей, а также настройку систем безопасности. А после запускаем итоговое тестирование и приемо сдаточные работы в контуре корпорации.
После подготовки инфраструктуры и установки продукта, важно обучить сотрудников компании и создать хорошую систему техподдержки. Мы, например, пишем пользовательские сценарии и документацию для администраторов сервиса. Также готовимся к возможным проблемам и вопросам пользователей, чтобы быстро реагировать и решать проблемы.
А после запуска следим за работой продукта с помощью аналитики и метрик. Если что-то идёт не так — меняем стратегию. То есть, исправляем ошибки, обновляем продукт или добавляем новые функции.
В этом блоке поговорим про ошибки, которые могут негативно повлиять на разработку IT-продукта.
Ведь любой шаг требует длительного согласования с разными руководителями отделов. Плюс, они не сконцентрированы только на одном процессе — у них широкая зона ответственности. Это тормозит разработку.
Но благодаря Agile и Scrum можно выстраивать супер здоровую коммуникацию: организовывать короткие итерации и частые проверки результатов, чтобы быстро получать обратную связь.
Это сокращает цикл согласований и ускоряет разработку, несмотря на изначально громоздкую структуру процессов.
Необходимо стараться аргументировано подталкивать заказчика к верным решениям и мощным результатам. Так выстраивается продуктивное долгосрочное сотрудничество.
Разработка продукта для корпораций — это не просто кодить и тестить, это ещё и думать о корпоративной культуре и правилах безопасности. Выстраивать отношения с бизнес-заказчиком, управлять метриками, помогать искать точки роста и автоматизации, внедрять новые технологии, обучать новой системе и поддерживать заказчика на каждом этапе разработки.