Мотивация сотрудников на удаленке на время эпидемии

Как не утратить эффективность работы сотрудников в условиях удаленного режима работы

На сегодняшний день вопрос организации гибкой рабочей среды стоит как никогда остро. Эпидемиологическая ситуация в мире вынудила работодателей в ускоренном темпе разрабатывать планы по переводу сотрудников на удаленный режим работы. К сожалению, ввиду специфики некоторых видов бизнеса, далеко не все компании могут себе позволить такую роскошь, как работа на удаленке. Однако те, у кого бизнес, основанный непосредственно на использовании информационных технологий, не просто могут, а обязаны обеспечивать сотрудников необходимыми условиями. 

Тем не менее, не только условия работы на удаленной основе имеют значение, но также и мотивация. Как сохранить приемлемый уровень мотивации и не утратить эффективность? Наша команда, как и около сотни компаний, принадлежащих к Парку Высоких Технологий, уже столкнулась с вынужденными мерами выхода на удаленку и готова поделиться советами о том, как не допустить утрату мотивации и эффективности. 

Казалось бы, проблема не должна быть слишком большой, так как, по данным исследования Global Workplace Analytics, около 80-90% респондентов желают иметь возможность хотя бы частично работать удаленно. Желание многих неожиданно для всех исполнилось. В первые пару дней возможно эффективность и мотивация даже возрастет на голом энтузиазме и радости от того, что можно работать, завернувшись в одеяло и не вылезая из любимой пижамы с мопсами. Однако день за днем энтузиазм начнет падать, радость рано или поздно улетучится, и вот тогда-то упадет мотивация и начнут действовать отвлекающие факторы.  

Согласно результатам опроса HeadHunter, в топ минусов удаленной работы входят отвлекающие бытовые факторы (тяжело сосредоточиться, хочется залезть в соцсети, включать громко музыку/телевизор, ходить к холодильнику за перекусами раз за разом, и тд), нехватка живого общения по срочным вопросам и проблемы с самоорганизацией. Все перечисленные минусы негативно влияют на работу индивида и компании в целом, поэтому необходимы меры для поддержания интереса. 

Убедитесь, что у каждого вашего сотрудника есть все необходимое для работы вне офиса

Сюда мы относим: 

  • Оборудование: компьютеры/ноутбуки достаточно для комфортной бесперебойной работы, принтеры, мобильные гаджеты (для тестирования программных продуктов), прочие гаджеты;
  • Доступы ко всем программным средствам и продуктам, которыми сотрудники пользуются в офисе, офисным серверам, среде разработки; 
  • Контактные данные для связи с коллегами и руководством по экстренным вопросам;
  • База знаний компании.

В Smartym Pro были разосланы опросники с целью выяснить, чего сотрудникам компании не хватает для полноценной работы из дома на длительный период времени. Было предоставлено все необходимое, например, помогли перевезти рабочую станцию. Даже такая, казалось бы, мелочь, как опросник - уже небольшой плюс к мотивации сотрудников, так как они будут знать, что об их комфорте позаботились. 

Комфортабельные условия работы - одна из главных составляющих эффективной работы удаленно. При наличии всего необходимого, сотрудникам не придется тратить больше времени на решение ежедневных задач или нервничать из-за отсутствия доступа к серверу или невозможности связаться с коллегой. 

Общайтесь с вашими сотрудниками и интересуйтесь их состоянием

Данный совет становится ещё более актуальным в текущей ситуации с распространяющимся COVID-19. Не стесняйтесь раз в несколько дней спрашивать у своих подчиненных и коллег об их самочувствии, настроении. Никто не желает чувствовать, будто всем на него плевать. Элементарное “Как дела?”, слово за слово - коллега и отвлечется от рутины на пару минут, и перестанет чувствовать себя одиноким. 

И не забывайте про юмор! Если в вашем рабочем пространстве до сих пор нет канала для шуточек и бесед на свободную тему - создайте его прямо сейчас, пусть у вашей команды будет возможность делиться друг с другом профессиональным юмором, мемами о насущном коронавирусе, забавными видео с YouTube и советами о том, чем заняться дома во время самоизоляции. В период отсутствия живого общения в офисе (особенно для тех, кто живет один) подобные каналы - какой-никакой эквивалент. Полное отсутствие общения же приведет к апатии и, как следствие, полному отсутствию мотивации к работе 

Бонусный совет для тех, кто на карантине из-за коронавируса: когда наконец карантин закончится, соберите всех и отпразднуйте это событие! :) 

Доверяйте своим сотрудникам, но не забывайте про дисциплину и ответственность

Доверие является одним из самых важных мотивационных рычагов для любого сотрудника. Если к удаленным сотрудникам возникает недоверие (менеджер/руководство контролирует каждые 20 минут, чем сотрудник занят, вызванивает, если сотрудника нет в сети, чтобы поймать его за прокрастинацией и т.д.), они начинают чувствовать себя неуверенными, бесполезными, и в итоге - возникает демотивация. 

Самое лучшее, что вы можете сейчас сделать - давать своим сотрудникам ещё более четкие указания, обязательно заводите задачи в таск-трекинговой системе (если в офисе где-то ещё можно было устно дать указания, а исполнитель оперативно бы это выполнил, то в условиях  удаленной работы подобное не прокатит), потому что, как говорится, что не записано - того не существует. Убедитесь, что каждый в вашей команде четко и ясно понимает свою задачу, зону ответственности, цели и сроки, а затем отступите - дайте вашим ребятам вздохнуть и почувствовать немного свободы, чувство приятное - оно тоже очень мотивирует, поверьте. 

Тем не менее, доверяй, но проверяй! Заведите для ваших удаленных сотрудников такую полезную привычку, как ежедневная отчетность. Пусть это будет в формате “Сделано за сегодня - Задачи на завтра - Текущие вопросы/проблемы, блокирующие меня”. Пример: “За сегодня я доделал страницу авторизации. Завтра займусь процедурой KYC. Пусть PM проверит ещё раз, какие данные нужны для проведения процедуры - без его одобрения приступать не буду.” Согласитесь, такой формат намного лучше, чем если бы менеджер команды проекта писал каждому и спрашивал, что он делает и какие у него планы. И ещё один важный момент: подобная отчетность не имеет никакого смысла, если нет обратной связи. Игнорирование сообщений ваших сотрудников влечет к уменьшению мотивации (потому что они будут считать, что то, что они делают - не имеют смысла и не значимо, соответственно будет прилагаться и меньше усилий), так что не забывайте читать отчеты ваших ребят и отвечать на их вопросы.   

И совет для Вас: разработайте BCP, чтобы успокоить своих клиентов.

Business continuation plan (BCP сокращенно) - описание инструкций на случай форс-мажоров. Иными словами, вы формально составляете инструкции по поведению в случае “..а что если” и тем самым не только формализируете действия своих сотрудников, но и убеждаете клиентов, что всё под контролем. Опишите, как вы храните пароли и права доступа, что будете делать, если в помещении с серверами отключат интернет, есть ли запасные рабочие станции и т.д.

Итого

В одной из своих статей известный PMP Джеймс Чепман описал так называемый “Треугольник мотивации”, согласно которому для мотивации удаленных сотрудников необходимо три фактора: ответственность, доступ к знаниям и инструментам, и отчетность. Эти три фактора, дополненные нашим личным опытом, составили нашу собственную систему мотивации сотрудников, которые работают удаленно. 

Мы надеемся, что наши советы окажутся для вас полезными особенно в текущий период карантинов и самоизоляции. Старайтесь основываться на специфике вашей компании и не забывайте уделять время каждому вашему сотруднику. Поддерживая позитивный настрой коллег и ориентированность на результат, эффективность в условиях удаленного режима работа может не только остаться на том же уровне, но и даже увеличиться.

Удачи, берегите себя и не болейте!