Все успешные компании уделяют особое внимание тестированию своего IT-продукта. Мы знаем, что ни один голливудский блокбастер не выходит в прокат без предварительного показа фокус-группе. Так же ни один цифровой продукт не должен выходить на рынок без тщательного тестирования на потенциальных пользователях. То, что «на бумаге» кажется отличной идеей, не всегда находит отклик в реальном мире.
Юзабилити-тестирование (от англ. usability — удобство использования; в профессиональных источниках также известное как UX-тестирование, или тестирование пользовательского опыта) — это способ проверить, насколько ваш цифровой продукт жизнеспособен и удобен в использовании. Для этого компании, оказывающие услуги юзабилити-тестирования, предоставляют потенциальным пользователям интерактивный прототип идеи, собирают фидбек, и на его основе предлагают вовремя внести все необходимые изменения.
Почему всем так нравится, скажем, iPhone? Его отличает интуитивно понятный интерфейс. Вам не приходится читать длинную инструкцию, чтобы разобраться, как им пользоваться. Это качество отличает любой хороший IT-продукт, будь то мобильное приложение, сервис или веб-сайт. Если обычный пользователь не может сходу найти нужную кнопку или теряется в излишне перегруженном интерфейсе, он найдет более простой и понятный аналог.
Вопрос экономии
Компании, которые пропускают этап юзабилити-теста при создании своего IT-продукта, как правило теряют немалые деньги. Давайте разберемся, почему так происходит.
Идея, в которую вложено много сил и времени, кажется интуитивно понятной. У дизайнеров и программистов, которые провели много часов за созданием цифрового продукта, может потеряться некоторая объективность при его оценке. Это не значит, что команда разработчиков плохо выполнила свою работу. Просто на любимый проект невозможно взглянуть «незамыленным» взглядом.
Таким образом, ошибки юзабилити практически неизбежны. Если эти ошибки обнаружены уже после выхода продукта на рынок, значит проект придется возвращать на доработку сначала дизайнерам, а затем программистам. А это значит, что предприниматель будет вынужден заплатить за работу дважды. Кроме того, услуги как профессиональных разработчиков, так и дизайнеров стоят недешево, а значит любые проблемы лучше решать до того, как они просочились в программный код.
Выбрать лучшее
Даже если дизайнеры уверены в удобстве созданного интерфейса, это еще не значит, что продукт не требует пользовательского тестирования. Зачастую у создателей есть сразу несколько вариантов пользовательских сценариев, которые могут быть совершенно разными или, напротив, отличаться только деталями (например, количеством экранов или логикой регистрации). Тогда UX-тестирование поможет выбрать лучший из них.
То же самое касается не только дизайна, но и функциональности IT-продукта. Тестирование пользовательского опыта поможет определить необходимый функционал и понять, какие опции и функции будут наиболее востребованы у потенциальных пользователей.
Более сложное, глубокое юзабилити-тестирование позволяет увидеть конкретные сценарии поведения пользователя (например, сколько времени у него ушло на поиск необходимого раздела на сайте). Вся эта информация очень ценна для разработчиков. Опираясь на аналитические данные, они смогут усовершенствовать и масштабировать цифровой продукт.
Кому доверить юзабилити-тестирование?
Предпринимателям важно найти компанию, которая подходит к юзабилити-тестам со всей серьезностью. Мало просто дать протестировать идею друзьям, которые мельком взглянут на ваш IT-продукт и похлопают по плечу. Здесь имеет значение каждый этап: от подбора релевантных респондентов и проведения корректных исследований до правильной интерпретации результатов и консультации по работе над ошибками.
IT-продукт проходит долгий путь от зарождения идеи до выхода на рынок. На этом пути проект должен пройти немало этапов. Юзабилити-тестирование — этап, которым нельзя пренебречь, если вы хотите сэкономить деньги, избежать ошибок в программном коде и превратить идею в IT-продукт, которым будут с удовольствием пользоваться реальные люди.