На каждом этапе своего жизненного цикла стартап нуждается в финансировании. Независимо от того, насколько велика идея, ее реализация требует определенных ресурсов, как финансовых и временных, так и моральной поддержки. Таким образом, каждый основатель бренда начинает думать, как и откуда он может привлечь ресурсы. Итак, давайте посмотрим, что нужно стартапам, и что они могут сделать, чтобы получить это.
Может случиться так, что на начальном этапе так называемый стартовый капитал предоставляется самим основателем продукта, либо с помощью краудфандинга (благотворительной денежной помощи). Стартовый капитал необходим для финансирования первоначального исследования рынка, подготовки бизнес-плана и создания прототипа продукта. На этом этапе труднее всего найти инвесторов для бизнеса. По этой причине основатели стартапов стараются получить первые инвестиции собственными средствами, и начинают думать как заинтересовать инвестора, когда их бизнес принял определенную форму и уже есть что «показать».
Однако, если у основателя недостаточно собственных ресурсов, и его идея нуждается в финансировании, чтобы начать работу, он должен искать способы привлечь спонсоров сразу же.
Большинство стартапов получают финансирование от двух основных типов инвесторов - ангельских и венчурных. У них разный подход к финансированию идей.
Ангельские инвесторы - это, как правило, частные лица, которые вкладывают свои личные деньги в поддержку начинающих предпринимателей, идеи которых они считают интересными. Цель ангелов заключается не только в получении прибыли от своих инвестиций, но и в стремлении идти в ногу с текущими тенденциями, а также делиться своим опытом с молодыми предпринимателями.
Венчурные инвесторы - это компании и фонды, финансовые активы которых принадлежат другим организациям. Они несут ответственность за окупаемость стартапов, в которые вкладывают деньги, и поэтому берутся финансировать только самые многообещающие проекты, работают с опытными предпринимателями либо с предприятиями, которые уже успели стать успешными.
Поскольку ангельские инвесторы управляют своими собственными средствами, они обычно предлагают меньшие суммы, чем венчурные.
Поиск спонсоров - это инвестиция сама по себе, поэтому основатели бренда не должны приходить к ним с пустыми руками. Нужно поработать над определенными моментами, чтобы убедить других людей, что инвестиции в определенный стартап принесут доход.
Нужно узнать как можно больше о потенциальном инвесторе и об его инвестициях, которые он уже делал ранее. Это поможет определить сферу интересов спонсора. Такое задание требуется как для ангельских инвесторов, так и для венчурных.
Основатель должен быть реалистичен в подаче своей идеи и не пускать пыль в глаза, даже если соблазн сделать это очень большой. Обращаться к потенциальному инвестору нужно с четким и обоснованным описанием того, какие инвестиции необходимы, и на какой срок. И, самое главное, представить честную и убедительную картину того, как далеко продвинулось дело. Желательно составить подробный бизнес-план, показывающий достижимые цели, и практические шаги для их достижения.
Следующий шаг: подготовка маркетингового исследования. Чтобы получить инвестиции, стартапер должен убедить инвестора, что его идея решает реальную проблему, и что для нее есть рынок. Поэтому профессионалы рекомендуют стартаперам сделать небольшую инвестицию в солидное маркетинговое исследование, перед разговором со спонсором.
Поддержка
Кроме денег, на начальном этапе стартапу может понадобиться и другой вид ресурсов - информационная поддержка. Молодому предпринимателю нужны офисные помещения, технические устройства, доступ к высокоскоростному Интернету. Для таких людей работают уникальные пространства.
Коворкинг
Коворкинговые офисы являются отличным решением для работы. Несмотря на отсутствие финансирования и, наоборот, взимания платы за свои услуги, коворкинг-пространства помогают значительно снизить первоначальные затраты на стартап.
Бизнес инкубатор
В отличие от коворкингов, бизнес-инкубаторы предлагают не только средства и инструменты для ведения бизнеса, но и целый комплекс исследовательских, консалтинговых и обучающих услуг. Там можно получить консультацию по различным аспектам управления бизнесом: финансовым, юридическим, кадровым.
Хорошая команда инвесторов может стать основой успеха дела, но плохая может уничтожить даже самые сильные идеи. Спонсоры могут предоставить основателю не только капитал. Они могут стать ресурсами для организации маркетинга и реализации идей.
Вот два качества, которые являются ключевыми для привлечения спонсора:
Так как люди много работают в Интернете, очень важно уметь грамотно вести переписку. Многие инвесторы ненавидят, когда их переводят на голосовую почту, а не отвеченные письма заставляют любого человека думать, что у его коллеги нет времени. Нужно отвечать на телефонные звонки и сообщения своевременно, но, только после изучения навыков деловой переписки и разговора.
Обязанность быть правдивым не подлежит обсуждению. Если стартапер "выдаст" себя или свой бизнес, он станет мертв, как специалист. У многих основателей возникает желание "соблазнить" инвесторов. Убеждение и обсуждение наилучшего сценария развития идеи - это самый эффективный способ получить финансирование для нового проекта. Но, на самом деле, все наоборот. Ничто не подорвет доверие инвестора к стартаперу быстрее, чем проецирование всего через розовые линзы. Осторожные или даже, частями, негативные прогнозы показывают спонсору честность предпринимателя, его критическое мышление, а также его способность быть реалистичным в отношении потенциальных проблем проекта. Честная оценка сильных и слабых сторон проекта имеет решающее значение.