Есть такая расхожая проблема — нужно что-то придумать (дедлайн ведь на носу), но… идеи просто не идут.
Можно удариться в панику. А что если идеи никогда не придут? Оглянуться не успеешь — и ты уже безработный. Придётся рассказать родителям о неудаче… и ловить на себе сочувственные взгляды друзей и близких. И вообще, никогда не поздно устроиться в ресторан мыть посуду...
Стоп. Дыши. Неважно, насколько ты креативен, успешен, уважаем и презентабелен — случается, креатив из себя просто не выжать.
Ниже мы, агентство ICU, даём проверенные техники, как снова запустить творческий поток.
«Если сначала идея не показалась вам абсурдной, она безнадёжна» (Альберт Эйнштейн).
Когда идеи не идут, напрягает такая штука, как стремление преуспеть. Мы ищем потрясающих, революционных идей, которые решат поставленную задачу так, как никто и не ожидал. Мы жаждем радости и славы, которые приходят вслед за креативными решениями.
Но пользы от такого стремления нет. Напротив, это блокирует мышление. В то время, когда вы должны придумывать, накидывать идеи и творить словно окрылённый джазовый пианист, вы грызёте ногти и поглядываете на часы.
Как от этого избавиться? Знающие люди рекомендуют плохие идеи.
Здесь имеется в виду метод худшей идеи, который часто практикуют в дизайн-среде. Цель? Озвучить худшее, самое нелепое и бесполезное решение из всех имеющихся.
Попробуйте. Почему это работает: это ломает барьер / раскрепощает (прощай, напряжение) и направляет к разным путям решения проблемы. Вы будете в шоке, если узнаете, как часто из заведомо идиотской мысли выкристаллизовывается нечто блестящее. В конце концов, каждая идея вытекает из ряда других идей, скомпонованных нестандартным способом.
Как однажды сказал Томас Эдисон:
«Чтобы что-то придумать, требуется богатое воображение и куча хлама».
«Интерпретация нашей реальности через паттерны, которые не являются нашими собственными, лишь делает нас всё более неизвестными, всё более несвободными, всё более обособленными» (Габриэль Гарсиа Маркес).
Наш мозг — это устройство по распознаванию паттернов. Это делает нас непростыми существами. У нас нет лап, клюва или острых клыков. Нас сможет стереть в порошок любой крупный хищник на планете. НО мы умеем считывать паттерны и использовать их.
Паттерны мы интерпретируем (и применяем) для подпитки своей креативной энергии.
Один из способов стимуляции креатива — замечать паттерны в том, что нас окружает. Например, если вы любите читать детективы, то можете заметить, что в этом жанре используется ограниченный набор мотивов и предугадать исход событий со схожими предпосылками довольно легко.
Разумеется, кто-то распознаёт паттерн быстрее других, но свои навыки всегда можно улучшить, изучая математику, природу и искусство.
«Креативность также предусматривает слом устоявшихся паттернов с тем, чтобы взглянуть на вещи по-другому» (Эдвард де Боно).
Окей, а это наоборот.
Цена такого софта по распознаванию паттерна в нашей голове такова, что мозг включает автопилот, как только это представляется возможным. Каждую секунду в мире происходит множество событий, нам приходится усваивать миллиарды единиц информации. Поэтому, когда мозг считывает паттерн как повторяющееся, алогичное событие — он просто перестаёт его замечать.
На работу привычным маршрутом? Мозг отключается. Те же брюки, та же футболка, тот же кофе… ну, вы поняли.
Наши повседневные дела формируют зону комфорта, но при этом именно рутина мешает мозгу напрячь извилины, чтобы найти вдохновение.
Плюс в том, что ряд исследований подтвердил: чтобы заставить мозг мыслить иначе, не нужно менять многое. Пройдите незнакомым маршрутом. Купите кофе другой марки. Что угодно, лишь бы в голове прозвучало что-то вроде «ого, система сегодня сломалась».
Как процитировал психолога Роберта Эпштейна журнал Entrepreneur:
«Меняйте физическое и социальное окружение. Если на стенах и столе одни и те же предметы, и круг общения неизменен — вряд ли это будет способствовать творчеству».
Как-то Альберт Эйнштейн написал в письме сыну:
«Впитать больше всего знаний можно тогда, когда получаешь удовольствие от процесса и не замечаешь, как летит время. Иногда я настолько поглощён работой, что забываю пообедать».
Не знаем, как вы, а мы привыкли верить тому, что говорит Эйнштейн.
Эта его мысль в частности касается и творческой сферы. Креативная энергия прекрасно генерируется в радости, красоте, смехе… в том, что наполняет жизнь позитивом. Но когда дело касается нашей работы, очень легко потерять столь важную лёгкость.
Поэтому нужно сохранять баланс и, если попадаете в заезженную колею, обращаться к тому, что приносит счастье. Это не только поддерживает ментальное благополучие, но и делает особенно приятным процесс креатива.
«Разум — это не сосуд, который нужно наполнять, а огонь, который нужно раздувать» (Плутарх).
Любопытство — не слабость.
К сожалению, многим из нас в школе говорили не «копать глубоко» там, где нам было действительно интересно, а вместо этого нам насаждали знания, которые практичны, популярны или «важны».
Задвиньте в ящик этот устаревший подход. Креативность есть не что иное, как любопытство в сочетании с усердной работой. Или прибегнем к другой метафоре: необходимо постоянно подбрасывать дрова в огонь креатива, где дрова — это ваша природная любознательность.
Как уже упоминалось выше, блестящая концепция часто не сложнее двух старых идей, соединенных по-новому. Такое определение инновациям дают даже эксперты.
Так что, когда мы пытаемся придумать крутые, прорывные концепты… нет ничего полезнее, чем спуститься в колодец идей. Образовать такой колодец можно тогда, когда поглощаешь как можно больше новых мыслей и знаний из всевозможных источников.
Сила ходьбы велика. И отнюдь не надумана.
Этим был небезызвестен Аристотель. То же с Бетховеном и Торо. Стив Джобс так любил ходить, что это стало важнейшим аспектом его личности.
В чём же суть?
Дело в том, что, например, средний американец проводит от 7 до 15 часов в сидячем положении каждый божий день.
Это неприлично много времени без движения.
И, к сожалению для нас, такая инертность вредит мозгу.
По сути, мозг — это тоже часть тела. А тело развивается благодаря активности и упражнениям.
Знаменитые исследования (из Стэнфорда и пр.) подтвердили то, что уже знали многие именитые мыслители: ходьба стимулирует креативное мышление.
Так почему бы не попробовать?
«Креативность состоит из провокации, исследования и рисков. Креативность состоит из «мыслительных экспериментов». Предугадать, чем закончится тот или иной эксперимент, нельзя. Но у вас есть возможность провести этот эксперимент» (Эдвард де Боно, «Шесть шляп мышления»).
В 1985 году Эдвард де Боно написал книгу «Шесть шляп мышления».
Смысл 6 шляп в следующем: все мы склонны мыслить определённым образом. Все мы грешим тем, что цепляемся за комфорт. В то же время у нас также есть способность мыслить мириадами разных путей. Разные ситуации ставят наш разум в разные рамки, что неизбежно рождает новые идеи.
Метод 6 шляп прост: постарайтесь подойти к проблеме с 6 разных углов. Примерьте каждую из 6 шляп и увидите, как изменится ваша точка зрения.
Итак:
Синяя шляпа: широкий взгляд. Рассмотрите все факторы, которые играют роль. Кто заинтересованная сторона? (часто в этой шляпе процесс мышления приобретает форму списка)
Чёрная шляпа: негативная теория. Какие составляющие ваших идей не сработают? (если чувствуете тупик, озвучить их будет нетрудно…)
Жёлтая шляпа: наоборот — позитивная теория. Какие аспекты найденного решения точно сработают?
Зелёная шляпа: думайте нестандартно. Какие самые безумные идеи приходят на ум?
Красная шляпа: шляпа эмоций. Что сейчас говорит ваше сердце? Как вы реагируете на процесс на эмоциональном уровне?
Белая шляпа: шляпа объективности и рациональности. Что говорят факты? Какова объективная истина?
По материалам: Miami Ad School.