Недавно мы опубликовали большую обзорную статью о методике и инструментах конкурентного анализа для SEO. Теперь показываем, как мы оцениваем конкурентов на практике.
Начинаем, как положено, с изучения результатов поиска:
1. Подготавливаем документ для отчета, например, в Excel. Создаем таблицу со всеми возможными колдунщиками, сервисами, блоками и элементами, которые встречаются в результатах поиска, в том числе в сниппетах «органики. Пример такого документа можете скачать здесь.
2. Смотрим выдачу. Из списка ключей, относящихся к продвигаемой странице, выбираем 1–2 высокочастотных запроса. Открываем приватное окно браузера. Если предстоит продвигаться по региону, отличного от домашнего — настраиваем правильное метаположение. В Яндексе для этого просто указываем нужный регион в настройках. В Google вручную задать местоположение нельзя, поэтому нужно использовать VPN из целевого региона.
Далее вводим каждый запрос и отмечаем в таблице все, что видим. Сделать это нужно дважды — в десктопной версии, и в интерфейсе для мобильных устройств.
3. Анализируем результаты поиска. Получаемый в итоге список позволяет сделать выводы:
Таким образом, по результатам анализа у нас появляется общее представление о достижимых результатах продвижения и понимание того, что нужно сделать для повышения заметности сайта в результатах поиска.
Приступаем к собственно конкурентному анализ. Его качество и репрезентативность напрямую зависят от правильности выбора перечня конкурентов. Для решения этой задачи используем инструмент по анализу видимости и конкурентов в выдаче от «Пиксель Тулс».
«Пиксель Тулс» очень удобно использоваться для решения разовых задач — здесь есть специально предназначенные для этого тарифы стоимостью от 100 р.
Копируем список запросов, по которым продвигается сайт или страница, выбираем регион, указываем наш домен и выбираем поисковую систему. Лучше смотреть конкурентов отдельно по «Яндексу» и Google. Потому что по некоторым пулам запросов бывает, что ни один сайт из топ-10 Google не попадает на первую страницу выдачи «Яндекса» и наоборот. Почему, по вашему мнению, так происходит?
В общем, при анализе сразу по обеим поисковикам может получиться, что «в среднем все едят голубцы», пользы от такой информации минимум. Хотя, конечно, нужно смотреть по ситуации, иногда нужен и общий обзор сразу по двум поисковым системам.
После обработки запроса получаем перечень сайтов, имеющих наибольшую видимость по целевым запросом, а также краткий анализ самих ключей.
Сформированный программой список доменов — неокончательный. Из него нужно вручную исключить присутствующие в выдаче, но не являющихся конкурентами сайты. В первую очередь это соцсети, сервисы поисковиков, агрегаторы, каталоги, маркетплейсы.
В итоговый список конкурентов включаем 5–10 сайтов с наибольшей видимостью. Это оптимальное количестве с точки зрения соотношения трудозатрат и точности анализа.
Для регулярного отслеживания конкурентов используем All Positions. Просмотр конкурентов здесь полностью бесплатный, но данные по нему собираются только в ходе использования сервиса по прямому назначения — для платного съема позиций.
All Positions показывает статистику изменения видимости конкурентов и текущее состояние топ-10 выдачи по каждому запросу.
Для удобства анализа подготавливаем таблицу, в которую будем сводить всю информацию о нашем сайте и конкурентах. Например, такую. И последовательно заполняем ее, изучая:
1. Технические характеристики сайтов. Для их получения используем:
А также в таблицу добавляем показатели видимости домена, полученные при подборе конкурентов на «Пиксель Тулс».
2. Информацию о качестве поисковой оптимизации сайта. Для ее оценки просматриваем страницы веб-ресурса вручную и отмечаем важные для поисковиков факторы, такие как наличие мета-тегов, SEO-текстов, внутренней перелинковки, Alt и Title у картинок.
3. Ссылочный профиль. Для этого пользуемся соответствующим инструментом «ПиксельТулс». Он наглядно визуализирует ссылочный профиль и предоставляет полный список всех входящих ссылок с указанием донора, анкора, акцептора и других характеристик.
3. Текстовое наполнение на целевых страницах. Для получения технических SEO-параметров — длины, тошноты, частотности слов, уникальности — прогоняем тексты через проверку на Advego.com. Вхождение ключевых слов в мета-теги и текстовое наполнение страниц проверяем с помощью сервиса SEMparser.
4. Коммерческие факторы сайта. Их оцениваем вручную: заходим на страницы и отмечаем в таблице наличие различных компонентов, которые могут оказывать влияние на формирование мнения о компании и на поведение посетителей веб-ресурса.
Когда вся информация собрана, изучаем показатели топовых сайтов, сравниваем их с данными нашего сайта и решаем, что нужно изменить, чтобы стать похожими на лидеров поиска. Основная задача — найти закономерности, от которых может зависеть ранжирование. Именно они ложатся в основу стратегии по дальнейшему поисковому продвижению сайта.
Однако на этом работы не заканчиваются. Для успешного достижения высоких позиций необходимо периодически повторять конкурентный анализ, сравнивать его результаты с предыдущими, выявлять новые закономерности и корректировать при необходимости стратегию.
Вам будет интересно